Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) для детей с особенностями развития – это система совместных действий педагогов, междисциплинарных специалистов, родителей и представителей администрации, направленных на включение детей в образовательный процесс и реализацию индивидуального потенциала обучающихся в процессе учебной деятельности.
Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается с целью создания условий, которые помогают детям с особенностями развития освоить общую образовательную программу, а также условий, которые помогают детям с особенностями развития успешно интегрироваться в среду и коллектив ОУ, чувствовать себя комфортно в общей образовательной среде.
Задачи, которые нужно решить при проектировании индивидуального образовательного маршрута обучающихся, следующие:
- определить индивидуальные потребности детей в материально-технических ресурсах, специальных приспособлениях;
- организовать развивающую предметно-пространственную среду;
- определиться с формами обучения детей, часами общей учебной и часами внеучебной нагрузки;
- определиться с формами психологической и педагогической поддержки детей, коррекционно-развивающей работы, критериями и формами оценки прогресса познавательной деятельности и личностного развития детей;
- определиться с формами участия родителей и специалистов, работающих с детьми, в образовательном процессе;
- определить степень необходимости и направления адаптации содержания образовательной программы детей и основных образовательных материалов, отличия от общей программы;
- определиться с предметами, которые будут входить в программу;
- определить стратегию интеграции детей в коллектив, общую образовательную, дополнительную развивающую и познавательную деятельность.
Дополнительные задачи:
- достигнуть согласованности действий между педагогами и родителями, педагогами и социальными работниками, педагогами и междисциплинарными специалистами;
- определить конкретные виды помощи, которая будет оказана родителям и в целом семьям в период адаптации детей;
- определить содержание рубежной аттестации детей при переходе детей на следующую ступень образования;
- найти направления предпрофессиональной и начальной профессиональной подготовки детей;
- адаптировать систему дополнительного образования исходя из особенностей развития детей;
- обеспечить школьному коллективу помощь в принятии детей с особенностями развития, способствовать созданию общей комфортной среды.
Для реализации обозначенных задач необходимо ответить на ряд вопросов:
- для кого именно создается индивидуальный образовательный маршрут?
- каковы цели работы?
- какие ожидаются результаты работы?
- какие реакции могут быть у детей на предлагаемые им формы развивающей и познавательной деятельности и занятий, и каким видам работы и видам деятельности готов тот или иной ребенок?
- какие формы развивающей и познавательной деятельности и виды занятий являются целесообразными для детей с теми или иными особенностями?
- какие материалы нужны для реализации ИОМ?
Данный курс поможет педагогам научиться находить ответы на все обозначенные выше вопросы.
При составлении индивидуального образовательного маршрута первостепенная задача – это педагогическая диагностика. Эффективными методами педагогической диагностики являются VB-MAPP и ABLLS-R.
VB-MAPP – это тестирование, основанное на науке прикладного анализа поведения и оценке вех развития детей. Используется для оценки уровня развития (умений и навыков) детей с РАС и другими ментальными нарушениями, в том числе с задержкой психического развития и речевого развития. Результаты тестирования позволяют определить направления работы с детьми и отслеживать динамику изменений и развития у детей.
В процессе тестирования определяются вехи развития детей, которые выступают основами речи и социальной компетентности детей, выявляются особенности развития детей, которые могут служить преградами для социализации и получения образования, оценивается, какая форма работы является наиболее подходящей для детей в текущий момент времени.
ABLLS-R – тестирование, основанное на исследованиях о вербальном поведении. Оно производит оценку 544 навыков и умений детей, которые разделены на 25 областей. 25 областей навыков и умений детей разделяются на три группы навыков и умений: группа «умение обучаться», группа «академические умения» и группа «адаптивные умения». Тестирование позволяет произвести комплексную оценку навыков и умений детей.
Для формирования у детей новых учебных умений, а также для формирования основных социальных и коммуникативных умений, могут быть использованы методы АВА-терапии. Задача АВА-терапии – максимально приблизить детей с особенностями развития к типично развивающимся сверстникам.
Помимо диагностической работы, педагогами должны быть проведены такие виды работ, как: коррекционно-развивающая работа, консультативная работа, информационно-просветительская работа.
Коррекционно-развивающая работа должна оказывать специализированную помощь в освоении содержания образования, а также помощь, направленную на коррекцию физических и/или психологических особенностей детей в условиях ОУ. Коррекционно-развивающая работа нужна для формирования универсальных личностных, регулятивных, познавательных и основных коммуникативных умений детей, которые необходимы для учебной деятельности, познавательной деятельности и дополнительных занятий.
Также при проектировании индивидуального образовательного маршрута для детей желательным является участие в процессе родителей и междисциплинарных специалистов, работающих с детьми. Это позволит родителям и специалистам не только познакомиться с формами деятельности и занятий, осуществляемых с детьми, но и в дальнейшем быть включенными в процесс реализации образовательной программы. Родитель, включенный в процесс проектирования, реализации и анализа ИОМ, активно взаимодействующий с педагогами – важная составляющая успешного результата работы.
Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута является создание педагогами индивидуальной образовательной программы для детей с особенностями развития. Цель индивидуальной образовательной программы – организация образовательного процесса, в котором учтены индивидуальные образовательные возможности детей исходя из особенностей их развития. Реализация педагогами индивидуальной образовательной программы подразумевает ориентацию учебной деятельности на развитие индивидуальных способностей детей, раскрытие их потенциала и увеличение продуктивности детей.
В процессе реализации педагогами индивидуальной образовательной программы необходимы регулярные анализ и оценка проведенных мероприятий и достижений детей. На основе информации, полученной в результате анализа, количество и качество мероприятий, содержание учебной программы, познавательной и развивающей деятельности и занятий могут быть скорректированы.
Курс позволит вам научиться создавать эффективные индивидуальные образовательные маршруты и индивидуальные программы для детей с особенностями развития, проводить максимально точные тестирования умений детей с нарушениями развития, ставить корректные задачи работы, корректные задачи развития, проектировать содержание учебной программы и занятий, учебной и внеучебной деятельности, дополнительных занятий, разрабатывать стратегию образования и развития, применять методы АВА-терапии для формирования основных учебных умений, формирования основных социальных умений, формирования основных коммуникативных умений, повысить результаты педагогической работы. Также курс поможет вам научиться проводить фронтальные занятия и занятия в формате группы. Сочетание фронтальных занятий и занятий в формате группы дают наиболее высокие и устойчивые результаты работы. Вы сможете оказывать помощь не только детям с нарушениями развития, но также помощь их родителям (семьям) в адаптации, помощь педагогам, помощь социальным работникам и помощь междисциплинарным специалистам, работающим с детьми с особенностями развития.