Государственная лицензия на образовательную деятельность №040898
Современные курсы педагогам
для профессионального
и карьерного роста
Курс для педагогов

Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) в профессиональной деятельности педагогов-психологов, учителей-логопедов и коррекционных педагогов

  • Освоите методы АДК для уверенной и эффективной работы с детьми с ТНР
Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) в профессиональной деятельности педагогов-психологов, учителей-логопедов и коррекционных педагогов
Когда 4 октября - 18 октября
Тип программы Повышение квалификации 72 ч.
Формат обучения Онлайн-вебинары, практикумы, нетворкинг, консультации экспертов
Документ об образовании Удостоверение о повышении квалификации

Альтернативная аугментативная коммуникация позволяет существенно расширить возможности педагогов и специалистов при обучении и развитии детей с тяжелыми нарушениями речи

Курс расскажет о существующих системах АДК и их применении при работе со сложными категориями детей с ТНР, включая РАС и интеллектуальные нарушения всех видов, научит, как подобрать систему альтернативной коммуникации в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей ребенка, поможет начать использовать высокоточные диагностические инструменты оценки речевых навыков, внедрять поведенческие подходы к развитию речи, проводить тренинг функциональной коммуникации и использовать технологии социальной мотивации.

Кому будет полезен курс
  • педагоги-психологи
  • учителя-дефектологи
  • учителя-логопеды
  • учителя начальных классов
  • методисты
  • тьюторы
Кому будет полезен курс
Чему вы научитесь
  • Уверенно ориентироваться в существующих системах АДК как с использованием специальных средств и технических устройств (PECS, Makaton, коммуникативные доски) так и без них
  • Понимать возможности и ограничения систем АДК при работе с детьми с ТНР, УО (всех видов), РАС, ТМНР
  • Проводить оценку возможностей детей с ТНР посредством диагностических инструментов VB-MAPP и Essential for Living (жизненно важные навыки)
  • Применять поведенческие подходы к развитию речи с использованием основных вербальных оперантов
  • Проводить тренинг функциональной коммуникации для замещения нежелательных форм поведения
  • Разрабатывать стратегии улучшения уровня коммуникации у детей с ТНР
Стоимость курса
15 000 руб.
Программа курса
Курс соответствует требованиям ФГОС и рекомендован Экспертным советом по дополнительному профессиональному образованию работников образовательных организаций при Департаменте образования и науки города Москвы
Обзор отечественных и зарубежных систем АДК
Применение при работе с детьми с ОВЗ. Предпосылки использования функции
4 ч.
Системы альтернативной (дополнительной) коммуникации без использования специальных средств
Язык жестов, движения тела и выражения лица. Возможности и ограничения для обучающихся с ТНР, УО (всех видов), РАС, ТМНР
12 ч.
Системы альтернативной (дополнительной) коммуникации с использованием специальных средств и технических устройств
PECS, Makaton, коммуникативные доски. Возможности и ограничения для обучающихся с ТНР, УО (всех видов), РАС, ТМНР
14 ч.
Выбор альтернативной системы коммуникации
Оценка возможностей и потребностей обучающегося с ТНР, УО (всех видов), РАС, ТМНР. Диагностические инструменты VB-MAPP и Essential for living.
10 ч.
Поведенческий подход к развитию речи
Основные вербальные операнты и технологии их формирования на основе теории вербального поведения Б.Ф. Скиннера. Применение для разных форм коммуникации (вокальная, системы альтернативной (дополнительной) коммуникации) – 10 часов.
10 ч.
Поведение, как способ коммуникации
Тренинг функциональной коммуникации для детей с ТНР, УО (всех видов), РАС, ТМНР с целью замещения нежелательных форм поведения
8 ч.
Роль социальной мотивации в развитии речи
Стратегии улучшения уровня коммуникации у детей с ОВЗ
12 ч.
Итоговая аттестация
Зачет
4 ч.
Результаты обучения
  • Уверенно разбираетесь в особенностях применения отечественных и зарубежных систем АДК при работе с различными категориями детей с ОВЗ
  • Умеете проводить оценку возможностей и потребностей у детей с ТНР с использованием высокоточных диагностических инструментов для постановки корректных целей работы
  • Можете применять поведенческие подходы к развитию речи у детей с ТНР на основе вербальных оперантов для разных форм коммуникации
  • Знаете, как проводить тренинг функциональной коммуникации для замещения нежелательных форм поведения и выстраивать стратегии улучшения коммуникации
Вы получите

Удостоверение о повышении квалификации


(выдается слушателям, успешно освоившим курс и прошедшим итоговую аттестацию)

Преподаватели курса
Овсянникова Татьяна Михайловна
  • Старший преподаватель Института прикладного анализа поведения и психолого-социальных технологий
  • Руководитель Профессионального союза поведенческих аналитиков России
  • Клинический психолог, поведенческий аналитик
  • Куратор ресурсных классов для детей с РАС г. Москва
  • Эксперт фонда «Каждый особенный» г. Белгород

Стаж профессиональной деятельности 12 лет

Гояева Дзерасса Эльдаровна
  • Психолог
  • Поведенческий аналитик
  • Куратор ресурсных классов для детей с ОВЗ и РАС в Москве

Стаж работы 11 лет.

Как проходит обучение

Мы сделали все возможное, чтобы обучение у нас было для вас актуальным, полезным и удобным.

Наши курсы идут в режиме реального времени и содержат максимум практических примеров и интерактивных заданий, как в живой аудитории. Вы сможете задавать нашим экспертам любые вопросы по теме курса, а также обсуждать сложные кейсы из личной практики.

После каждого занятия вы будете получать на электронную почту учебные материалы по прошедшему вебинару и ссылки на полезные материалы на других ресурсах. Вы всегда сможете пересмотреть вебинары в записи, если опоздаете или не сможете посетить занятие.

Как проходит обучение в ИПАП
Отзывы о курсе
Евгения Москва едагог-психолог
Я прошла базовый курс по АВА-терапии. Содержание курса полностью оправдало ожидания. Такая сложная тема, в общем-то, но ее объясняют одновременно глубоко и доступно. Вынесла для себя много практических вещей. Я научилась работать с нежелательным поведением. Вообще, функции поведения была для меня очень полезная тема. Когда определяешь функцию поведения ребенка, понимаешь его и по-другому совсем реагируешь... Читать весь отзыв
Алла Москва Учитель начальных классов
Меня направило руководство школы на базовый курс по АВА-терапии. Они считают, что именно ИПАП дает реальные знания. Мне курс понравился. Сейчас пока у меня в классе нет детей с ОВЗ, но думаю что знания пригодятся в будущем. Иногда применяю какие-то методы при плохом поведении обычных детей. Читать весь отзыв
Валерия Санкт-Петербург Тьютор
Я начала работать в ресурсном классе и хотела получить больше знаний по этом вопросу. Мне понравилось содержание курса в ИПАП. Курс был очень полезный, мне все понравилось. Моя работа стала более осознанной и легкой. Применяю чаще всего жетонную систему, коррекцию НП и другие.  Читать весь отзыв
Смотреть все отзывы
9,4 / 10 Общая оценка наших курсов по отзывам участников
84% Сказали, что после курса стало легче работать с детьми с ОВЗ
92% Считают главным плюсом ИПАП опытных преподавателей и живое общение с ними
Требования к слушателям курса
Наличие высшего образования
Получение высшего образования в настоящее время.
Документы, необходимые
для зачисления на курс
диплом с приложением об имеющемся среднем специальном или высшем образовании, либо справка от образовательного учреждения (для студентов)
паспорт
свидетельство о браке, разводе (в случае изменения фамилии)
Другие курсы по этому направлению
Смотреть все курсы
Часто задаваемые вопросы
Вы государственное учебное заведение?
АНО «ИПАП», имеет государственную лицензию. Это означает, что права и обязанности нашего института аналогичны государственной образовательной организации. Проверить данные лицензии можно на сайте Рособрнадзора.
Как проходит обучение?
Наши курсы проходят в виде серии вебинаров в режиме реального времени 2-3 раза в неделю согласно расписанию. После оплаты курса вы получите персональную ссылку на подключение к вебинарам, в ходе которых будете видеть и слышать преподавателя вживую, сможете задавать ему вопросы и оперативно получать ответы, участвовать в интерактивных заданиях и онлайн-практикумах, а также проходить электронное тестирование в удобном для вас режиме. Мы ведем запись всех вебинаров, поэтому если вы опоздаете или не сможете посетить занятие, у вас будет возможность просмотреть его в записи. Все слушатели получают электронные материалы по каждой теме курса и могут использовать их в профессиональной практике.
Как оплатить курсы?
Выберите интересующий вас курс и нажмите на кнопку «Записаться». Корректно заполните все поля платежной формы и нажмите на кнопку «Оплатить». После оплаты курса вам будет предоставлен доступ на подключение к вебинарам.
Могу ли обучиться за счет бюджета?
Педагоги бюджетных учреждений могут обучиться на курсах и программах Института за счет средств своего учреждения, однако им необходимо предварительно согласовать свое обучения с администрацией учреждения.
Как я получу документ об образовании?
Слушатели, проживающие в Москве, могут получить документ об образовании курьерской доставкой по адресу, указанному в заявлении слушателя, либо лично подъехать за удостоверением к нам в офис. Слушателям из других регионов России мы направляем документы об образовании почтовым отправлением с отслеживанием трека по адресу, указанному в заявлении слушателя.
Какой документ я получу по окончании обучения?
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07. 2013 № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», слушатели, успешно завершившие обучение по курсам повышения квалификации (от 16 ак. часов), получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Слушатели, успешно завершившие обучение по программам профессиональной переподготовки (от 250 ак. часов), получают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
Кто ваши преподаватели?
Преподаватели наших курсов – это эксперты и практики высочайшего уровня, обладающие огромным опытом успешной работы с различными категориями детей с ОВЗ, сертифицированные согласно международным стандартам аналитики поведения уровня ВСВА и QBA.
Кто может учиться?
Граждане Российской Федерации имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Для поступления на обучение гражданам России необходимо предоставить копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (для студентов – справку с места учебы), копию паспорта, копию свидетельства об изменении фамилии (при необходимости.
Могу ли я обучиться за счет средств своей организации?
Педагоги бюджетных учреждений Москвы и других регионов России могут обучаться за счет средств своего учреждения.

Альтернативная и дополнительная коммуникация – это способы коммуникации, которые заменяют или дополняют речь.

Одновременно это область знаний, которая включает в себя различные средства общения, позволяющие детям с нарушениями вербальной речи общаться, понимать окружающих и испытывать удовлетворение от коммуникации. 

Альтернативная коммуникация для детей может быть как с поддержкой различных средств, так и без поддержки.

Альтернативная коммуникация для детей без поддержки – это социальные жесты, мимика, язык тела, вокализация.

Альтернативная коммуникация для детей с поддержкой может включать как низкотехнологические, так и высокотехнологические средства. Низкотехнологическими средствами коммуникации для детей являются рисунки, объекты, фотографии, надписи, коммуникативные доски и книги. Высокотехнологическими средствами коммуникации для детей выступают устройства генерации речи, устройства для создания одного сообщения, программное обеспечение АДК, которое устанавливается на компьютер, планшет, смартфон. 

Для работы с разными детьми важно выбирать системы альтернативной коммуникации индивидуально, в зависимости от возможностей и потребностей каждого конкретного ребенка. Чтобы правильно подобрать эти средства, следует провести максимально точную диагностику коммуникативных навыков ребенка, в чем помогут такие методики, как ABLLS-R и Essential for living. 

ABLLS-R – это методика оценки степени нарушений у детей с ментальными расстройствами, в том числе оценки коммуникативных навыков у детей. Метод ABLLS-R подходит для оценки различных аспектов поведения детей, но особенно – для оценки языковых навыков детей. Данный метод предоставляет большое количество информации для родителей, педагогов и других специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, на основе которой может быть составлена наиболее эффективная индивидуальная программа работы с ребёнком. Именно грамотно разработанная индивидуальная программа работы способна дать детям с ОВЗ наиболее высокие и устойчивые результаты.

Essential for living – еще один эффективный метод оценки функциональных навыков и поведения детей, помогающий в составлении коррекционных программ и выборе альтернативных средств коммуникации для детей со сложными поведенческими и ментальными расстройствами.

Для одного ребенка может быть и должна быть подобрана комбинация из различных средств коммуникации, что учитывается в рабочей программе для каждого конкретного ребенка. Также в рабочей программе должны быть согласованы требования, предъявляемые детям со стороны всех людей, которые его окружают: родственников, специалистов, социальных работников, педагогов, медработников, волонтеров и других. Все эти лица так или иначе участвуют в формировании коммуникативных навыков детей с ОВЗ и должны владеть какими-либо средствами альтернативной коммуникации.

Также важным средством развития коммуникации у детей с ОВЗ является социальная мотивация. Она позволяет улучшить навык экспрессивной речи, побуждает детей к коммуникации с другими людьми, учит подстраиваться под коммуникацию окружающих. Чем больше дети стараются взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, тем больше они получают от них обратной коммуникации, и тем больше они снова совершенствуют навыки экспрессивной речи. 

Данный курс позволит специалистам овладеть различными средствами альтернативной коммуникации: освоить возможности АДК как с использованием специальных средств, так и без использования специальных средств, разрабатывать индивидуальные эффективные программы для детей с различными ОВЗ и повысить показатели своей работы.

Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.