Развитие речи дошкольников с ОНР – задача, требующая комплексного подхода.
Общее недоразвитие речи у дошкольников и детей младшего школьного возраста может быть разных уровней – от почти полного отсутствия вербальных средств общения до легкой формы речевой патологии.
- Уровень 1 общего недоразвития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста – практически полное отсутствие речи, речь ситуативная, бедный словарный запас, либо полное отсутствие предложений, либо предложения из двух аморфных слов, соединенных по смыслу;
- Уровень 2 общего недоразвития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста – появление фразовой речи, полностью отсутствие связной речи, использование простых предложений, но слова в них не связаны между собой;
- Уровень 3 общего недоразвития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста – появление развернутой обиходной речи, способность составить рассказ из пока еще неправильно оформленных предложений, трудности при построении произвольной связной речи;
- Уровень 4 общего недоразвития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста – наличие связной речи, грамотное выстраивание предложений, отдельные пробелы в развитии лексики и грамматического строя, часто встречающаяся ошибка – неправильное использование слов, обозначающих признак предмета.
АВА-терапия показывает отличные результаты при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР любого уровня. Это эффективное средство для коррекции речевых нарушений и формирования навыка связного рассказа.
Согласно исследованиям американских специалистов, ребенок, который не имеет органических нарушений ЦНС и занимается по курсу АВА-терапии с раннего возраста не менее 4-х часов в неделю в течение 3-х лет, может максимально приблизиться к типично развивающимся ровесникам. Таким образом формирование связной речи при ОНР это вполне реальная задача.
Методики АВА помогают ребенку с нарушениями речи быстрее начать использовать языковые навыки для коммуникации и овладеть навыком фразовой речи, способствуют развитию связного рассказа.
Метод помогает наладить сотрудничество с ребенком, что выступает основой возможности прогресса, ведь дети с ментальными нарушениями очень часто обладают низкой мотивацией к коммуникации и тяжело идут на контакт.
Формирование навыка фразовой речи является крайне важным как для самого ребенка, так и для его семьи. Ведь «неговорящий» ребенок, который не может высказать свою просьбу, часто начинает вести себя «плохо», не зная, как по-другому привлечь внимание к своим потребностям. Таким образом, развитие связной речи у детей с ОНР (развитие связного рассказа) помогает свести к минимуму трудности в поведении ребенка.
Формирование связной речи у детей с ОНР осуществляется за счет поэтапной работы, инструменты и навыки для которой могут получить участники курса.
К этим инструментам и навыкам относятся:
- Навык постановки индивидуальных образовательных целей. АВА-терапия предполагает работу в первую очередь над слабыми сторонами коммуникации ребенка, которые выявляются в процессе тестирования на занятии. Если ребенок дошкольного или младшего школьного возраста полностью «неговорящий», то первый месяц работы может быть посвящен не речевым заданиям, а более простым для ребенка, что будет способствовать в том числе укреплению сотрудничества между ребенком и терапевтом на занятии. Также, так как любой навык формируется за счет коммуникации и поощрения, задача АВА терапевта – определить, что именно является поощрением для того или иного ребенка, и формировать образовательный процесс исходя в том числе из этих данных;
- Навык организации подходящей учебной среды для работы с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста с ОНР. Следует отметить, что важна не только непосредственно образовательная среда на занятии, но и среда дома и в образовательных учреждениях. АВА-терапевт / логопед должен узнать, кто будет работать с ребенком по программе вне специальных занятий и дать рекомендации на этот счет. За результат работы отвечает не только терапевт / логопед, но целая группа лиц: родители и все другие педагоги;
- Методы прикладного анализа поведения для установления сотрудничества с детьми с ОНР дошкольного и младшего школьного возраста (подкрепление – последствие (предметы, занятия, похвала), которое происходит после проявления поведения ребенком и повышает вероятность повторения подобного поведения в будущем; жетонная система – когда ребенок получает «жетоны» за выполненные задания и после может обменять их на «приз»; гашение нежелательного поведения);
- Поведенческие подходы при обучении ребенка дошкольного и младшего школьного возраста – имитация, шейпинг, поведенческая цепочка;
- Навык постановки отдельных звуков с применением анализа поведения – первый шаг на пути к формированию связной речи у дошкольников и детей младшего школьного возраста с ОНР;
- Поведенческие инструменты (такие как такт, манд, интравербал, различение стимулов, имитация, эхо) для формирования фраз и их удлинения и развития использования частей речи;
- Навык применения карточек «ПЕКС» (PECS), на которых изображен предмет либо действие и с помощью которых дети с ОНР могут обратиться к взрослому с просьбой или что-то прокомментировать;
- Навык использования системы ABLLS-R – оценочной шкалы знаний, навыков и умений для детей с речевыми расстройствами и другие. На основе данных, полученных в ходе тестирования по системе ABBLS-R, формируются цели и задачи программы обучения дошкольников и детей младшего школьного возраста с ОНР.
Развитие связной речи при ОНР требует сочетания логопедических, поведенческих и других методик – при таком подходе ребенок может проще добиться прогресса в развитии связного рассказа и быстрее пройти путь от первого слова до связных предложений. Совокупность использованных методов обеспечивает наилучший результат работы для развития связной речи при ОНР и помогает формироваться правильному речевому поведению.
Формирование речи (развитие связного рассказа) дошкольников и детей младшего школьного возраста с ОНР с помощью методик АВА – это не быстрый, но эффективный и гуманный подход, в ходе которого достигаются устойчивые результаты работы.
Методики АВА наилучшим образом способствуют развитию связной речи (развитию связного рассказа) у дошкольников и детей младшего школьного возраста, помогают формироваться правильному речевому поведению, позволяя ставить конкретные цели и получать измеримые результаты работы – от первого слова до построения предложений и формирования связной речи.
АВА-терапия – это универсальное средство: она может выступать как самостоятельная программа, так и быть частью логопедических программ для дошкольников с ОНР и логопедических программ детей младшего школьного возраста с ОНР. Применяя методы АВА:
- логопед может научить ребенка, страдающего от общего недоразвития речи, понимать обращенную речь;
- логопед может развивать у ребенка понимание причинно-следственных связей;
- логопед может научить ребенка, страдающего от общего недоразвития речи, использованию языковых конструкций и выстраиванию предложений, рассказа;
- логопед может научить ребенка задавать вопросы, а на непонятный вопрос отвечать «я не знаю»;
- логопед может научить ребенка, страдающего от общего недоразвития речи, применению грамматических правил.
Благодаря методам АВА:
- ребенок, страдающий от общего недоразвития речи, может научиться давать развернутые характеристики картинок и предметов;
- ребенок может увеличить свой словарный запас;
- ребенок может научиться использовать речевые клише;
- ребенок, страдающий от общего недоразвития речи, может научиться выстраиванию грамотных предложений;
- ребенок может научиться спонтанной речи;
- ребенок, страдающий от общего недоразвития речи, может научиться ведению диалога;
- ребенок может научиться воспринимать речь других людей;
- ребенок, страдающий от общего недоразвития речи, может научиться взаимодействию в группе взрослых и детей;
- ребенок может научиться формированию рассказа о прошедшем событии.
АВА-терапия способствует:
- формированию навыка естественной речи;
- развитию экспрессивной речи;
- развитию разговорного навыка;
- развитию беглости речи;
- развитию плавности речи;
- развитию адаптации;
- развитию импрессивной речи;
- развитию осознанности действий во время диалога;
- развитию внимательности к собеседнику;
- обогащению жизненного опыта ребенка через книги и обучающий (стимульный) материал по развитию речи.
Развивать речь у дошкольников и школьников младшего возраста от первого слова до построения связных предложений и связного рассказа необходимо систематически, иначе эффект от проделанной работы будет практически обнуляться.
Результат зависит от действий специального педагога, от действий родителей и действий других педагогов, взаимодействующих с ребенком, от использованных ими методов работы и степени нарушений у ребенка.
АВА-терапия – это эффективное средство для формирования речи у детей с ОНР и другими видами нарушений.