Получение молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья среднего профессионального образования является крайне важным условием их социализации и интеграции в общество. Успешность этого процесса зависит не только от качества организации обучения и развития непосредственно в учреждении СПО, но и от качества воспитания, обучения и развития ребенка на всех предшествующих этапах общего образования дома и в школе, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста ребенка, а также от качества формирования предпрофессиональных навыков ребенка дома и в школе.
Обучение учащихся с ОВЗ – это задача, требующая создания специальной учебной программы и адаптации образовательной среды. Обучение молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, получающими среднее профессиональное образование, должно включать в себя не только внедрение специальных форм обучения и воспитания для людей с особенностями развития, но и профессиональную психологическую поддержку и сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для обучения и воспитания детей с особенностями развития и ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы следующие условия:
- использование специальных методов обучения и развития;
- использование специального образовательного материала, специальных учебников;
- наличие и применение специальных технических средств для группового и индивидуального обучения и развития;
- предоставление специального помощника для сопровождения ребенка;
- организация групповых и индивидуальных занятий коррекционного назначения;
- обеспечение доступа в учреждения СПО лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Специальное социально-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ необходимо, так как у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и ментальными нарушениями в процессе обучения и воспитания проявляется ряд проблем, таких как:
- пониженная работоспособность;
- трудности с концентрацией внимания;
- зрительно-пространственные сложности;
- слабое развитие функции программирования и контроля;
- сложности в обработке слуховой и зрительной информации;
- ряд других трудностей.
Организация социального и педагогического сопровождения способствует всестороннему развитию ребенка с ОВЗ: ребенок может быстрее овладеть учебной программой и профессиональными навыками, а также адаптироваться в новой среде. Специальная поддержка также помогает ребенку быстрее социализироваться и наладить контакт со сверстниками.
Учитель, обучающий ребенка с ОВЗ в школе или учреждении СПО, должен максимально раскрыть его потенциал, содействовать развитию как профессиональных, так и личностных качеств обучающихся, получению ребенком социального опыта. Учитель в школе или учреждении СПО должен позаботиться о создании условий, в которых ребенок с ограниченными возможностями здоровья может в полной степени раскрыть свои положительные качества и черты характера.
Учитель в школе либо в учреждении СПО реализует следующие этапы (следующие шаги) работы в процессе формирования социального и педагогического сопровождения:
- психологическая и педагогическая диагностика ребенка с ОВЗ, сбор данных о поведении;
- анализ информации, полученной в процессе диагностики, определение, кто из обучающихся с ОВЗ нуждается в сопровождении и других видах помощи;
- создание программы индивидуального обучения и развития для каждого ребенка с ОВЗ;
- психологическое и педагогическое консультирование;
- устранение у ребенка с ОВЗ трудностей социального характера;
- реализация выработанного индивидуального плана помощи обучающихся с ОВЗ;
- анализ проведенной деятельности.
Первый этап работы начинается с функциональной оценки поведения обучающихся. Функциональная оценка поведения обучающихся – это систематическая деятельность (система действий), направленная на сбор информации, которая позволит выявить взаимосвязь событий и обстоятельств, вызывающих нежелательное поведение ребенка с ОВЗ. Иными словами, в процессе этой деятельности должно стать понятно, какие факторы влияют на возникновение того или иного вида желательного или нежелательного поведения ребенка с ОВЗ.
Сбор информации представляет собой систему действий и проводится путем прямого наблюдения, интервью, экспериментального анализа. Функциональная оценка поведения обучающихся является поведенческо-аналитическим инструментом, позволяющим выявить функцию поведения и определить наиболее подходящие виды вмешательства исходя из этой функции.
Функциональная оценка поведения является высоко эффективным методом определения причин и степени ментальных нарушений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, применяется специалистами при работе с лицами с ОВЗ во всем мире.
Функциональная оценка поведения лиц с ментальными нарушениями включает в себя следующие этапы работы:
- Первый этап работы – сбор информации об обучающихся (включает интервью с родителями, предыдущими педагогами ребенка с ОВЗ, анализ образовательных документов ребенка, анализ используемых ранее стратегий вмешательства). Это первое, что необходимо сделать;
- Второй этап работы – прямое наблюдение, разработка гипотезы (попытка выявить факторы, предшествующие нежелательному поведению ребенка с ОВЗ, и определить одну их 4-х основных функций проблематичного поведения ребенка с ОВЗ);
- Третий этап работы – этап создания поведенческого плана действий (то есть разработка программы вмешательства, а также консультирование родителей и иных лиц, взаимодействующих с обучающимися, о необходимой с их стороны деятельности для формирования желательного замещающего поведения у ребенка с ОВЗ).
Каждый из обучающихся уникален, поэтому необходима разработка индивидуального плана работы и персональной учебной программы на основе диагностики для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ментальными нарушениями – это первое правило.
Учитель в школе или учреждении СПО всегда должен учитывать повышенную чувствительность обучающихся с особенностями развития, поэтому крайне важным является способность учителя создать положительный эмоциональный контакт с обучающимися и комфортную среду. Необходимо как дружеское общение учителя и ребенка, так и дружеское взаимодействие обучающихся в школе или учреждении СПО: такая среда способствует повышению самооценки ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способствует его гармоничному развитию, получению ребенком социального опыта, который необходим для дальнейшей интеграции в общество.
Чтобы у обучающихся была положительная динамика, учитель в школе или учреждении СПО должен помочь ребенку с любым типом ментальных нарушений чувствовать себя комфортно с первых дней учебной деятельности, а также помочь обучающимся расширить границы их возможностей – профессиональных, личностных и других, способствовать приобретению индивидуального социального опыта, который необходим для социализации.
Индивидуальный подход, поощрение любых (даже незначительных) успехов обучающихся, поддержание у ребенка с любым видом ментальных нарушений положительного настроя к образовательному учреждению и процессу обучения, воспитания и развития – все это является залогом успешной учебной деятельности, результативной работы и работы, приносящей удовлетворение.
Курс является прекрасной возможностью повысить свои профессиональные навыки в работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья, является надежной возможностью для повышения квалификации. Прохождение курса может помочь вам в создании комфортных условий работы и продуктивных условий работы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, позволит вам разрабатывать эффективные программы учебной деятельности, легко находить средства индивидуального подхода к каждому ребенку, учесть основные особенности развития каждого обучающегося, помочь каждому ребенку в получении социального опыта.
Вы получите инструменты для создания подходящей учебной среды, комфортного пространства, в котором молодые люди с ограниченными возможностями здоровья смогут развивать профессиональные, личностные и другие навыки в процессе обучения, а вы сможете умело управлять процессом обучения и развития. Вы освоите новые эффективные педагогические методики, педагогические приемы, которые помогут вам быть результативнее в процессе учебной деятельности, сможете организовывать максимально продуктивную систему учебной деятельности, освоить различные виды коррекционной деятельности и овладеть другими возможностями.
Также курс позволит вам познакомиться с поведенческими методиками работы, которые становятся все более востребованными в педагогической деятельности. Вы сможете помочь коллегам в организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и развитии системы индивидуального образования лиц, имеющих те или иные виды ментальных нарушений, в организации учебной деятельности в учреждении СПО.