Успешная инклюзия – возможность или утопия?
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет право родителей решать, в каком учреждении их ребенок будет получать образование, предоставляет право обучающимся на:
- предоставление условий для обучения с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
- обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Кроме этого, закон предписывает, чтобы учащиеся с ОВЗ не только помещались в любую школу, но и как можно больше времени проводили в общеобразовательной среде. Для каждого ребенка определяется наименее ограничительная среда, которая предусматривает, что дети должны получать образовательные услуги со своими типичными сверстниками. Но если образование там не может быть получено с максимально удовлетворительными результатами и даже с соответствующими дополнительными средствами и услугами, то учащимся должен быть предоставлен полный спектр условий от наименее ограничивающих (общее образование) до наиболее ограничивающих (специальные школы).
Ключи к успеху в инклюзии включают в себя:
- Учащиеся должны быть активными, а не пассивными участниками образовательного процесса.
- Детей следует поощрять делать выбор как можно чаще: хороший учитель даст учащимся некоторое время, чтобы они поколебались, поскольку некоторые из наиболее эффективных способов обучения проистекают из обучения на ошибках.
- Участие родителей имеет решающее значение.
- Учащиеся с ограниченными возможностями должны иметь возможность учиться в своем собственном темпе и иметь альтернативные стратегии оценивания, соответствующие их уникальным потребностям.
- Учащиеся должны быть успешными, поэтому цели обучения должны быть конкретными, достижимыми и измеримыми, на каждом уроке необходимо ставить определенные задачи.
- Исключить соревновательный элемент и сравнение из повседневной школьной жизни, уроков.
Какова роль учителя?
Учитель способствует обучению, поощряя, подсказывая, взаимодействуя и исследуя. При постановке вопросов он использует таксономию Бенджамина Блума (слышали про такую? Пишите в комментариях!). Преподаватель предлагает 3-4 задания, которые предполагают несколько разных подходов, что позволяет учащимся сделать выбор. Например, при выполнении упражнения по правописанию учащийся может вырезать и вставлять буквы из газет, или использовать магнитные буквы, чтобы составить словам, или использовать цветной пищевой краситель, чтобы выводить слова. Преподаватель проводит мини-конференции-обсуждения с учащимися. Учитель предоставит множество обучающих возможностей, в том числе для обучения в малых группах. Родители-волонтеры и/или тьюторы помогают со счетом, чтением, помогают с незавершенными задачами, ведут журналы, повторяют основные понятия, такие как математические факты и слова, опираясь на визуальные опоры.
В инклюзивном классе учитель будет максимально дифференцировать обучение, что пойдет на пользу как учащимся с инвалидностью, так и без нее, так как обеспечит больше индивидуального внимания и внимания к потребностям каждого.
Еще больше об инклюзии и такой образовательной модели как ресурсный класс вы можете узнать на наших БЕСПЛАТНЫХ вебинарах «Иллюзия инклюзии. В чем суть помогающей профессии в области инклюзивного образования?» и «Управление инклюзивным образованием: организация образовательной модели «Ресурсный класс» для обучающихся с ОВЗ, включая РАС».