Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Успешная инклюзия – возможность или утопия?

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет право родителей решать, в каком учреждении их ребенок будет получать образование, предоставляет право обучающимся на:

  • предоставление условий для обучения с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
  • обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Кроме этого, закон предписывает, чтобы учащиеся с ОВЗ не только помещались в любую школу, но и как можно больше времени проводили в общеобразовательной среде. Для каждого ребенка определяется наименее ограничительная среда, которая предусматривает, что дети должны получать образовательные услуги со своими типичными сверстниками. Но если образование там не может быть получено с максимально удовлетворительными результатами и даже с соответствующими дополнительными средствами и услугами, то учащимся должен быть предоставлен полный спектр условий от наименее ограничивающих (общее образование) до наиболее ограничивающих (специальные школы).

Ключи к успеху в инклюзии включают в себя:

  • Учащиеся должны быть активными, а не пассивными участниками образовательного процесса.
  • Детей следует поощрять делать выбор как можно чаще: хороший учитель даст учащимся некоторое время, чтобы они поколебались, поскольку некоторые из наиболее эффективных способов обучения проистекают из обучения на ошибках.
  • Участие родителей имеет решающее значение.
  • Учащиеся с ограниченными возможностями должны иметь возможность учиться в своем собственном темпе и иметь альтернативные стратегии оценивания, соответствующие их уникальным потребностям.
  • Учащиеся должны быть успешными, поэтому цели обучения должны быть конкретными, достижимыми и измеримыми, на каждом уроке необходимо ставить определенные задачи.
  • Исключить соревновательный элемент и сравнение из повседневной школьной жизни, уроков. 

Какова роль учителя?

Учитель способствует обучению, поощряя, подсказывая, взаимодействуя и исследуя.  При постановке вопросов он использует таксономию Бенджамина Блума (слышали про такую? Пишите в комментариях!). Преподаватель предлагает 3-4 задания, которые предполагают несколько разных подходов, что позволяет учащимся сделать выбор. Например, при выполнении упражнения по правописанию учащийся может вырезать и вставлять буквы из газет, или использовать магнитные буквы, чтобы составить словам, или использовать цветной пищевой краситель, чтобы выводить слова. Преподаватель проводит мини-конференции-обсуждения с учащимися. Учитель предоставит множество обучающих возможностей, в том числе для обучения в малых группах. Родители-волонтеры и/или тьюторы помогают со счетом, чтением, помогают с незавершенными задачами, ведут журналы, повторяют основные понятия, такие как математические факты и слова, опираясь на визуальные опоры.

В инклюзивном классе учитель будет максимально дифференцировать обучение, что пойдет на пользу как учащимся с инвалидностью, так и без нее, так как обеспечит больше индивидуального внимания и внимания к потребностям каждого.

Еще больше об инклюзии и такой образовательной модели как ресурсный класс вы можете узнать на наших БЕСПЛАТНЫХ вебинарах «Иллюзия инклюзии. В чем суть помогающей профессии в области инклюзивного образования?» и «Управление инклюзивным образованием: организация образовательной модели «Ресурсный класс» для обучающихся с ОВЗ, включая РАС».

 

С нами сотрудничают

ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.