Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597
Современные курсы педагогам
для профессионального
и карьерного роста

Поощрение жетонами: типичные ошибки

Я очень люблю системы поощрения с помощью жетонов и часто использую их со своими клиентами. Иногда я использую звездочки на «липучке», иногда стикеры, иногда готовые «башни жетонов» (у них есть дополнительный плюс – ребенок слышит, как жетон падает в пластиковую башню). Можно сделать жетоны, которые как-то связаны с интересами ребенка, и можно варьировать такую систему в зависимости от возраста. Тем не менее, я часто наблюдаю, как педагоги допускают одни и те же несколько ошибок при применении жетонов для АВА-терапии. Ниже я перечисляю наиболее типичные из них:

Непостоянство в применении

Система жетонов должна применяться последовательно и предсказуемо. Если у меня занятия по АВА-терапии, то на протяжении всего занятия система жетонов будет присутствовать. Можно создавать отдельные системы жетонов для каких-то конкретных занятий или ситуаций. Но нельзя использовать их только время от времени – это снизит их эффективность.

Отсутствие четких критериев для поощрения жетоном

Вы должны точно знать, за какое именно поведение ребенок может получить жетон. Лучше всего записать для себя список нескольких видов поведения, каждый из которых будет награждаться жетоном. Например:

  1. ученик дает правильный ответ по текущим целям обучения;
  2. ученик сидит за партой в течение 5 минут;
  3. ученик поздоровался с человеком, который вошел в класс.

В первую очередь, эти критерии должны быть ясны вам – у вас должен быть четкий список тех видов поведения, которые вы хотите сделать более частыми с помощью поощрения жетонами.

Отсутствие дифференциации в объеме поощрения

Одна из причин по которой я люблю системы жетонов – это то, что они позволяют мне предоставлять разное поощрение за разное поведение. Например, допустим, я работаю с ребенком, который учится называть предметы из разных категорий. Как правило, когда я прошу ребенка назвать животное, он называет одно животное, и я даю один жетон за правильный ответ. Но однажды он перечисляет трех животных. За это я могу предоставить ему больше одного жетона.

Система жетонов не меняется по мере развития ребенка

Другое преимущество систем жетонов в том, что они могут меняться по мере развития ребенка. Как только ребенок освоил определенное поведение, я перестаю поощрять его с помощью системы жетонов. Ребенок все время зарабатывает жетоны, но только за то поведение или ответы, которые трудны для него.

Если ваш ученик получает жетоны за одно и то же поведение в течение нескольких месяцев, то для этого есть два возможных объяснения:

  1. ученик давно освоил это поведение, но вы не начали поощрять более сложные виды поведения;
  2. ученик не освоил это поведение, по какой-то причине ваша система жетонов не работает. В любом случае, нужно что-то менять.

За собранные жетоны предоставляется недостаточно мотивирующая награда

Я много раз наблюдал, как педагоги действуют так, словно жетон должен быть для ребенка наградой сам по себе. В очень редких случаях это может сработать. Однако жетоны – это лишь способ «заработать на» какую-то награду, которая очень значима для данного конкретного ребенка. Если нет действительно мотивирующего поощрения, которое можно получить за собранные жетоны, то в системе жетонов нет никакого смысла.

У ребенка нет возможности выбрать награду

Существует огромное количество исследований, доказывающих, что наличие выбора само по себе повышает мотивацию. К сожалению, у детей с нарушениями развития в принципе гораздо меньше выбора в повседневной жизни, чем у их сверстников с типичным развитием. Если вы предоставляете ученику на выбор несколько развлечений или игрушек в качестве награды, это с большой вероятностью повысит качество вашей системы жетонов.

Автор: Сэм Бланко, BCBA

Источник: https://blog.difflearn.com

С нами сотрудничают

Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "АМБА"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
АНО «Аутизм Регионы»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
ЦПМПК НО
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.