У детей с ОВЗ в связи с психологическими особенностями часто встречаются трудности поведения, которые проявляются в отсутствии мотивации к познавательной деятельности, замедленном темпе выполнения заданий, низком уровне концентрации детей, нарушениях свойств внимания и эмоциональной реакции, низком уровне развития речи и развития мышления детей, нарушениях координации движения детей, трудностях с социальным взаимодействием и формированием навыков, повышенной тревожности детей, высоком уровне психомышечного напряжения, повышенной утомляемости и / или возбудимости, вспышках агрессии, раздражительности, склонности к упрямству, чрезмерно бурной эмоциональной реакции.
У детей с РАС также могут быть такие проявления нежелательного поведения, как: побеги от взрослых, стремление забираться на высокую мебель, крики, плач, ругательства, истерики, драчливость, укусы, толчки. У таких детей может быть отсутствие зрительного контакта, отсутствие реакции на инструкции, самостимуляция и другие проявления.
Такие дети требуют особого отношения. Детям c таким нежелательным поведением требуется постоянная помощь окружающих и специальный подход к коррекции их поведения. Таким подходом выступают различные поведенческие практики, которые зарекомендовали себя как высокоэффективное средство в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
К поведенческим практикам относятся: дифференциальное подкрепление и другие виды контроля поведения; функциональная оценка поведения; метод функциональной коммуникации; практика обучения при помощи сверстников; альтернативная система коммуникации с помощью изображения; прерывание и перераспределение активности: условия использования при стереотипных формах поведения; анализ задач: разделение задач на мелкие этапы; практика социальных историй (составления и применения социальных историй).
Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья и в частности с РАС направлена на коррекцию агрессии и самоагрессии (дети с ментальными нарушениями часто ведут себя агрессивно не только по отношению к окружающим, но и агрессивно по отношению к себе), стереотипного поведения, трудностей с питанием, туалетом, сном и другими аспектами повседневной жизни.
Терапевтическая работа с детьми с психологическими особенностями осуществляется в тесной связи коррекционного и обучающего процессов, так как они эффективно дополняют друг друга: устранение нежелательного поведения помогает детям сосредоточиться на занятиях, а формирование в процессе обучения новых навыков позволяет детям замещать нежелательные формы поведения желательными.
То, что дети с РАС часто ведут себя агрессивно по отношению к себе и агрессивно по отношению к окружающим, требует отдельного внимания. Особенные трудности испытывают семьи, где у детей с ограниченными возможностями здоровья есть типично развивающиеся братья и сестры – в таких семьях коррекция нежелательного поведения детей требуется незамедлительно, так как травмы, которые может нанести ребенок, могут быть очень серьезными. Таким детям трудно контролировать свою агрессию, свою реакцию.
Самое главное – это помочь избежать травм. Некорректные попытки снятия нежелательного поведения ребенка, который ведет себя агрессивно, становятся причиной бурной эмоциональной реакции у детей с РАС и другими формами ментальных нарушений, поэтому в работе с такими детьми необходимо использовать для коррекции специальные практики.
Поведенческие практики помогут детям с ограниченными возможностями здоровья улучшить навыки социального взаимодействия, перестать вести себя агрессивно, повысить свою самооценку, свой уровень познавательной активности, увеличить количество проявлений желательного поведения у детей, увеличить степень независимости детей в вопросах самообслуживания, подготовить детей к различным типовым ситуациям в их ежедневной деятельности и с другими задачами.
Использование поведенческих практик при работе с человеком с РАС является подходом с доказанной эффективностью, что является самым главным – вмешательство допустимо, только если оно научно обосновано.
Дети с ОВЗ требуют особенного отношения и постоянного внимания. Психологические особенности человека с ОВЗ затрудняют его ежедневную деятельность, процесс развития и формирования навыков, выполнение простых действий, что приводит к проявлениям нежелательного поведения. Однако коррекция возможна при ежедневной работе и правильно подобранных методиках. Самое главное – коррекционная работа должна быть постоянной, систематической и проводить ее должны грамотные специалисты.
Если Вы являетесь специалистом, работающим с детьми с ОВЗ, или являетесь руководителем в системе образования, данный курс поможет вам избегать некорректных действий в своей работе с нежелательным поведением детей, увеличить набор корректных действий и инструментов для формирования коррекционных обучающих программ, повысить показатели своей деятельности и обладать другими возможностями.