Профессия АВА тераписта – востребованная во всем мире специальность, так как количество детей с ОВЗ, в том числе с РАС и другими ментальными нарушениями, растет, а методы АВА терапии (методы прикладного анализа поведения, ПАП) на данный момент являются единственными научно-доказанными методами коррекции данных нарушений. Сегодня потребность в поведенческих специалистах однозначно превышает предложение, поэтому освоение данной методики является перспективным направлением развития профессиональной компетенции.
Применяя методы АВА терапии в работе с детьми с РАС вы сможете добиваться более высоких результатов обучения, ускорить процесс освоения навыков, снизить случаи проявления нежелательного поведения у ребенка. Благодаря прикладному анализу поведения можно добиваться более устойчивых результатов обучения в работе с детьми с разной степенью ментальных нарушений.
Процесс АВА терапии начинается с оценки поведения и уровня навыков ребенка. В рамках курса вы сможете овладеть основными способами тестированиями, которые используются в АВА терапии для такой оценки: VB-MAPP и ABLLS-R. Данные тесты позволяют оценить уровни развития моторных навыков ребенка, его визуального восприятия, уровень развития речи и ее понимания, начальных академических умений и навыков социального взаимодействия. В результате первого тестирования специалист получает списки навыков, которые уже сформированы у ребенка, не сформированы и находятся в процессе формирования.
Тестирование может длиться несколько дней, и даже в течение этого времени ребенок может не показать всего, что он умеет, если, например, он испытывает дискомфорт в незнакомой обстановке, и / или если ребенок имеет трудности поведения в ситуации, когда за ним наблюдают незнакомые люди. Поэтому после первого тестирования очень часто следует динамическое наблюдение, позволяющее более полно определить набор существующих навыков ребенка и выявить особенности его поведения. На основе полученных данных составляется индивидуальная программа АВА терапии для каждого конкретного ребенка, а на основании повторного тестирования можно оценить прогресс.
В процессе своей работы с ребенком специалист продолжает собирать данные, и на основе этих данных программа может динамически меняться. Также очень важно, чтобы специалист, который работает с ребенком, установил с ним так называемое сотрудничество и необходимый руководящий контроль (такая цель ставится с первого занятия). Только после этого начинается настоящее взаимодействие, в ходе которого можно оценить, насколько корректно были поставлены задачи обучения, были они завышены или занижены, и снова скорректировать программу занятий, если потребуется. Таким образом, программа АВА терапии это не статичное, а динамичное явление.
«Типичных» АВА программ не существует. Программу всегда составляют индивидуально исходя из целей обучения каждого ребенка, количества часов занятий, степени участия в процессе родителей ребенка. Работа поведенческих специалистов, как правило, сводится к обучению ребенка новым навыкам, а вот закреплением этих навыков уже занимаются родители и другие специалисты, которые работают с ребенком. Конечный результат зависит от каждой стороны, которая работает с ребенком, и очень важно, чтобы все люди, работающие и взаимодействующие с ребенком, были знакомы с методами прикладного анализа поведения.
Специалист АВА терапии проводит с ребенком много времени, так как процесс достижения целей терапии небыстрый. Когда будут видны результаты – вопрос очень индивидуальный, какие-то результаты достигаются в течение одного года, на какие-то требуется два года и более. Есть дети, у которых развитие идет быстрее, есть те, у которых процесс идет медленнее. Но те, кто занимаются систематически, всегда отмечают положительную динамику благодаря прикладному анализу поведения.
АВА программа предназначена не только для обучения на дому, а, напротив, подразумевает применение обучающих занятий в различных местах и различных ситуациях. Таким образом, АВА сопровождает ребенка в любое время, в любой ситуации и во время любой деятельности. Как разработать такую объемную программу и сделать ее эффективной вы узнаете на курсе подготовки поведенческих специалистов.
На курсе переподготовки педагоги, психологи, логопеды, воспитатели и другие специалисты научатся определять уровень развития навыков ребенка с нарушениями развития, разрабатывать индивидуальную программу обучения и освоения новых навыков для каждого ребенка, выбирать адекватные методы коррекции поведения и формы занятий для каждой конкретной ситуации. Узнают, как благодаря прикладному анализу поведения добиваться устойчивых результатов обучения, получат весь необходимый для работы набор инструментов, смогут повысить свой профессиональный уровень и уровень удовлетворенности своей работой.