Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597
Современные курсы педагогам
для профессионального
и карьерного роста

АВА-терапия и коррекционная работа с детьми с ОВЗ, включая аутизм

Для начала нужно знать, что метод АВА-терапии является наиболее эффективным методом в коррекции поведенческим проблем и развитие навыков у детей с аутизмом и другими особенностями развития. Поведенческие специалисты изучают закономерности поведения всех живых организмов. Знание законов поведения позволяет специалистам выстраивать эффективное вмешательство на основе полученных данных. Исследования в этой области позволило создать направление, получившее название Applied Behavior Analysis (ABA), что переводиться как Прикладной Анализ Поведения.

Прикладной поведенческий анализ широко используется специалистами и родителями с детьми с особенностями в развитии, в том числе с аутизмом. В России этот подход не так известен, как на западе. Это связывают с предубеждениями, такими как дрессировка, что в корне ошибочно – люди практически постоянно используют поощрение или наказание, для того чтобы регулировать поведение других. Специалисты, изучающие поведение ребёнка, используют научный подход для решения этих задач, изменяют окружающую среду для того, чтобы изменить поведение. Но прикладной анализ поведения изучает поведение и работает с тем поведением, которое имеет важное значение для общества. Работа с поведением всегда основана на знании принципов законов поведения, а они одинаковы для всех! Специалисты только изменяют окружающую среду для того, чтобы изменить поведение. В этом смысле ABA можно назвать наукой «здравого смысла».

Как же это связано с детьми? Было установлено что метод очень эффективен для работы с детьми с особенностями развития. В основе aba лежит методика подкрепления/усиления желаемого поведения. Ребёнку предоставляется приз, мотивационный предмет: игрушка, конфета, похвала, активные игры, в общем то, что нравится именно Вашему ребёнку. Таким образом специалисты закрепляют (подкрепляют) желаемое поведение, обучая ребёнка. И это всё? – Конечно же, нет! Это и система подсказок и методики обучения, манипуляция не только последствиями, но и предшествующими факторами, стимулами в среде, режимы поощрения, много-много чего входит в aba, объединяет это всё научная обоснованность и то, что это всё действительно работает на практике.

С чего начинается aba терапия? В начале родители консультируются, получают информацию от специалистов, предоставляют информацию о ребёнке, ведут беседу о дальнейшей работе, уточняют цели, решают, подходит ли ребёнку этот метод. Далее происходит тестирование, обязательный процесс, предшествующий терапии. Во время тестирования устанавливается актуальный уровень коммуникативных, академических, адаптивных, социальных навыков ребёнка, преград, связанных с нежелательным поведением, мотивационный профиль ребёнка или что ему нравится. Затем, специалисты aba пишут цели, каждая цель — это работа над определённым навыком.

Например, если в результате тестирования выяснилось, что ребёнок не может ждать предоставления мотивационного предмета, начинает демонстрировать нежелательное поведение каждый раз, когда родители просят его немного подождать, специалист ставит цель: «Будет спокойно ожидать предоставления мотивационного предмета или деятельности в течение минуты или ожидать свою очередь», прописываются методы и протокол, по которому будут работать родители или тераписты (инструктора aba). В каждом протоколе указывается методики и процедуры, подробный план и описание, как будет вестись работа над этим навыком. Таких целей ставится несколько. При постановке целей и тестировании, поведенческие специалисты опираются не только на свой опыт работы и свою компетенцию, но в первую очередь на диагностические инструменты, такие как VB-Mapp или ABBLS-R. Это шкалы, в которых прописано что должен уметь делать ребёнок к определённому возрасту.

Упор ставится на ключевые навыки, те навыки, которые необходимы ребёнку в первую очередь и позволят ему в дальнейшем развиваться на нормальном уровне. Для родителей и специалистов важно знать, что ребёнок с аутизмом умеет и чего он пока не умеет, это знание даёт возможность определить какие именно навыки необходимо развивать прямо сейчас, какая задача на данный момент является самой главной. Обучение нескольким важным, базовым навыкам может помочь быстро достичь значимых результатов в разных областях развития без применения сложных обучающих методов и создания специальных условий. Работа над этими навыками впоследствии поможет ребёнку с аутизмом обучаться в естественной среде, каждый день приобретая новый опыт.

Ещё одной из особенностей поведенческой терапии, можно сказать лежит в основе этого метода, это сбор данных. Как мы узнаем является ли наше вмешательство эффективным? Только методом постоянного фиксирования данных и мониторинг результатов позволяет вовремя поменять план коррекции, сменить протокол, обновить программу обучения, если навык был достигнут, вовремя поставить следующую цель для достижения ещё лучших результатов.

ABA терапия результаты

Прикладной анализ поведения как научный подход, имеет доказательную базу, положительные результаты терапии описаны во множествах публикациях. Существует много практических исследований и задокументированных результатов эффективности АВА. Многие исследования и результаты публикуются в научных статьях и в специализированных журналах, например, JABA (журнал прикладного анализа поведения), который регулярно публикует новые исследования на основе методов АВА. В каждом выпуске описывается дизайн исследования и приводятся количественные и качественные показатели и результаты обучения, коррекции поведения на основе методики. Одно из первых и самых знаменитых исследований провёл американский психиатр Ивар Ловаас, один из основоположников прикладного анализа поведения. В данном исследовании было выбрано две группы.

Одна из групп детей с аутизмом проходила интенсивную программу АВА, вторая группа была контрольная группа без вмешательства. В результате исследования было доказано эффективность метода прикладного анализа поведения, многие из группы детей с аутизмом стали неотличимы от сверстников без аутизма. В дальнейшем эти результаты были проверены, они сохранились у испытуемых даже через несколько лет.

Опыт работы показывает, что для видимых результатов необходимо интенсивное вмешательство, работа с навыками в течение дня, регулярная работа с нежелательным поведением, но не только на занятии. С ребёнком должны придерживаться единого плана коррекции и соблюдать рекомендации куратора регулярно, в том числе дома, для этого специалист пишет программу. Куратор или супервизор программы должен обновлять программные цели и следить за промежуточными результатами, работать над ключевыми навыками. Этот специалист занимает самую ведущую роль в работе, не работает непосредственно напрямую с ребёнком, занимается отслеживанием результатов, анализирует их, даёт рекомендации, составляет чек листы, которые заполняют специалисты и родители во время работы с ребёнком. Чек листы необходимы для сбора данных и отслеживания результатов, чтобы при необходимости поставить цель в ранг достигнутых, оценить прогресс или его отсутствие, при необходимости поменять методику, протокол по которому работают специалисты.

Программа нужна ещё и для того, чтобы любой специалист мог, ознакомившись с ней, приступить к работе сразу, без дополнительных комментариев и затрат времени. Всё это нацелено на самый максимальный результат, разумное расходование временных ресурсов и коммуникацию между специалистами. Рекомендуемое количество занятий по АВА 40 часов в неделю, но в эти часы входит не только работа со специалистами, но и работа дома с родителями в течение дня самостоятельно. Специалисты должны обновлять программные цели и следить за промежуточными результатами, работать на занятии над ключевыми навыками. Принцип прост, основная работа должна проходить постоянно с родителями и ребёнком в течение дня в разных ситуациях и с разными людьми. Например, если это работа дома, то не только за столом на занятии, но и ванной, туалете, на кухне, например, при работе с адаптивными навыками, навыками самообслуживания, такими как чистка зубов.

Специалисты и родители обращают внимание и работают над навыками и с поведением в общественных местах: в магазине, в кафе, на детских мероприятиях, на детских и спортивных площадках, транспорте. В любых местах и ситуациях, где в принципе оказывается ребёнок. Это необходимо для обобщения (генерализации) уже достигнутых навыков, для того чтобы ребёнок демонстрировал эти навыки в любой ситуации. Например, если ребёнок уже различает на слух свой мяч, необходимо убедиться, что он может различать другие мячи, разного цвета и размера, не только за столом, но и на детской площадке, когда инструкцию даёт не только поведенческий специалист, но и мама, папа, бабушка, или не знакомый ранее ребёнку человек.
Какие методики ABA терапии используются? В первую очередь метод дискретных проб или отдельных блоков (DTT), метод разработал уже упомянутый

Ивар Ловаас, является самой популярной методикой в ABA. Чаще всего используется в структурированной среде, на занятии используется для обучения навыкам, в том числе академическим навыкам. Специалист даёт инструкцию, при необходимости предоставляет подсказки (это отдельное искусство) поощряет верную реакцию. Например, перед ребёнком кладут мяч, говорим «покажи мяч», помогаем физически, для этого свою руку кладём сверху руки ребенка и тянем руку к мячу, помогая сформировать указательный жест, затем поощряем ребёнка за верную реакцию с подсказкой. Затем подсказка убирается или снижается.

Также популярной в ABA терапии является методика обучения цепочкой (Chaining). Данная методика используется для сложных задач, состоящих из длительной последовательности действий, для этого необходимо сложную задачу разделить на простые задачи, записать эти шаги в чек листе. Например, для цепочки мыть руки, звенья цепочки могут быть: открыть кран, закатать рукава, намочить руки, взять мыло, намылить руки, смыть мыло, закрыть кран, воспользоваться полотенцем. Затем, после составления чек листа с прописанными шагами, на каждом звене цепочки планомерно снижается подсказка. Можно снижать подсказку с конца или сначала или в зависимости от наличия самостоятельных реакций, на каждой ступени своя иерархия заранее продуманных подсказок. Уровень подсказки фиксируется в чек листе.

Существует популярный метод терапии в работе с родителями в естественной среде метод случайного обучения, обучение в естественной среде (NET). Данный метод идеально подходит для обучения коммуникации, просьбе, проявления инициативы ребёнка. Для этого взрослый подстраивается под актуальные потребности ребёнка, предоставляет подсказки, когда ребёнок проявил инициативу к чему-либо. Например, если ребёнок любит яблоки, можно положить на столе яблоко так, чтобы ребёнок не мог его взять сам, но видел его. Далее, когда ребенок захочет его взять, нужно дать полную вербальную подсказку «яблоко», предоставить ребенку желаемое. Подсказки в методике необходимо планомерно и последовательно убирать.

Вообще, систему подсказок можно описать как отдельный инструмент в aba терапии. Их нужно давать с расчётом на то, чтобы их можно было в дальнейшем беспрепятственно убрать, не развалив при этом уже имеющийся навык. Подсказки должны быть контролирующими, достаточными для того, чтобы после них ребёнок выдавал нужную реакцию, но в то же время необходимо следить за тем, чтобы не возникла зависимость от подсказок.

Для работы с нежелательным поведением используются основные процедуры NCR, DRO, DRA, DRI и т.д. Все они применяются в терапии для определённых поведений с различными функциями, частотой и топографиями. В этих методиках работают с подкреплением желаемого поведения, необусловленное подкрепление, замещающее поведение или отсутствие нежелательного поведения. Для того чтобы начать работы необходимо собрать данные в таблицу ABC, где A-предшествующий фактор, B-само поведение C – последствия следующий сразу за поведением. По этой таблице будет установлена функция поведения, определена его топография, только после этого можно будет подобрать самую подходящую процедуру. Необходимо также установить частоту поведения, для этого можно использовать таблицу Scatter Plot, она также даст дополнительные необходимые данные для плана коррекции.

Как Вы видите, метод ABA терапии — это научный подход к работе, и для реализации необходимо иметь специализированные знания, уметь анализировать полученную информацию, составлять план коррекции и постоянно отслеживать результаты.

Существуют ещё множество методов работы с навыками и поведением, тренинги, системы подсказок, всё это не войдёт в эту статью, но является неотъемлемой частью и очень хорошими инструментами. Не были упомянуты выше системы жетонов, шейпинг, визуальные подсказки в том числе и визуальное расписание. Много методов и методик эффективных в использовании включает в себя прикладной анализ поведения, для полного погружения рекомендую связаться со специалистом и обратиться к литературе, например, известной в своих кругах книгой Купер, Джон О. «Прикладной анализ поведения». Придерживайтесь критического мышления, всегда проверяйте источники, удачи Вам в Вашей работе!

Комментарии
  • Елена 24.08.2021

    Спасибо за информацию, очень полезная статья!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

С нами сотрудничают

Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "АМБА"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
АНО «Аутизм Регионы»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
ЦПМПК НО
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.