Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597
Современные курсы педагогам
для профессионального
и карьерного роста

Прикладной анализ поведения (ПАП)

Когда речь заходит о терапии и вмешательствах при расстройстве аутистического спектра (РАС) самой первой рекомендацией будет раннее начало интенсивных поведенческих вмешательств. Самое важное, что стоит отметить, прикладной анализ поведения – научное направление, а не конкретный метод вмешательства. На его основе или, включая какие-либо его элементы и принципы, построено большинство современных методов вмешательств при РАС. Это связано с тем, что на сегодняшний день не существует более научно подтвержденного и более эффективного способа терапии аутизма, чем методы основанные на прикладном анализе поведения.

Задачей прикладного анализа поведения является разработка и практическое применение различных методов на основе законов поведения. Сферы применения прикладного анализа поведения весьма обширны, однако на текущий день большинство исследователей и практиков прикладного анализа поведения нацелены на работу с детьми и взрослыми с аутизмом. Универсальность подхода позволяет работать с людьми абсолютно любого возраста, с любыми навыками, нуждающимися в улучшении или развитии, а также практически в любых условиях.

В основе прикладного анализа поведения лежит концепция подкрепления. Подкрепление по сути – это любое изменение: внутреннее (например, после выпитой таблетки проходит головная боль, изменение внешней среды (открытие окна приносит прохладу в комнату) или поведения окружающих (если позвать человека по имени, то он обернется). Следуя вслед за поведенческой реакцией, подкрепление способствует получению желаемого результата и побуждает использовать такое поведение чаще. В качестве подкрепления могут применяться любые интересующие объекты или деятельность: пищевое подкрепление, похвала, игрушка, поход на прогулку или в кино, просмотр фильма и т. п. Нежелательное или опасное поведение не подкрепляется, а в случае необходимости заменяется социально приемлемым или социально значимым.

Для каждого конкретного терапевтического случая разрабатывается индивидуальная поведенческая программа, созданная с учетом оценки текущего уровня навыков, потребностей и интересов ученика, а также семейных обстоятельств. В рамках подхода первым делом определяется проблемное поведение, работа с которым позволит принести наиболее выраженные социальные улучшения в жизни клиента и сделает его более независимым и успешным. Так, например, в случае опасного для жизни поведения (убегания из дома, на улице от родителя или самоповреждающего поведения) специалист определит его как первоочередную цель работы. Прогресс измеряется на каждом сеансе, что позволяет планировать дальнейшие шаги и корректировать программу в случае необходимости.

В программе в случае необходимости любой обучаемый навык или деятельность разбивается на небольшие, конкретные и четкие шаги. Например, чистка зубов может быть представлена в виде цепочки действий: включить воду – взять щетку – намочить щетку – взять пасту – открыть колпачок пасты – выдавить пасту на щетку – закрыть пасту – почистить зубы – прополоскать рот – помыть щетку – выключить воду. Каждый шаг отдельно отрабатывается, после чего постепенно объединяется, пока все этапы и их последовательность не будет выполняться без проблем, напоминаний и какой-либо помощи.

Это далеко не единственные методы и способы работы специалиста, полное перечисление и описание которых в данной статье не видится возможным. Разработать и контролировать поведенческую программу может только квалифицированный и сертифицированный поведенческий аналитик, в то время как работает с клиентом непосредственно квалифицированный и сертифицированный поведенческий специалист. Родителей, учителей, воспитателей или любых других значимых взрослых также обучают базовым навыкам прикладного анализа поведения для поддержания программы в домашних условиях, что является важной частью терапии.

В основе прикладного анализа поведения лежат работы таких именитых ученых как Иван Петрович Павлов, Беррес Фредерик Скиннер. Точкой отсчета истории прикладного анализа поведения принято считать начало издания «Журнала прикладного анализа поведения», первый выпуск которого датирован 1968 годом. На сегодняшний день методы, основанные на принципах прикладного анализа поведения, находят подтверждение своей эффективности в более чем сотни рандомизированных клинических исследованиях различного качества, а также в систематических обзорах и мета-анализах. Клинические рекомендации «Расстройства аутистического спектра», подготовленные Ассоциацией психиатров и психологов за научно обоснованную практику (АПсиП) и одобренные Министерством здравоохранения РФ в июле 2020 г., рекомендуют раннее интенсивное поведенческое вмешательство «для развития когнитивных способностей (вербальный и невербальный IQ), речевых навыков (экспрессивных и рецептивных) и адаптивного поведения (включая социальные навыки, навыки коммуникации и жизненные навыки) для детей дошкольного возраста». Помимо этого, в них содержатся как рекомендации применения комплексных и целевых программ, основанных на прикладном анализе поведения, так и отдельных методик и принципов прикладного анализа поведения, таких как: метод функциональной оценки поведения, подкрепление, гашение, анализ задачи, обучение функциональной коммуникации, моделирование, визуальная поддержка и другие.

Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.