Функциональное общение
У многих людей с аутизмом могут быть нарушения или трудности с функциональным общением. Иногда это связано с заболеваниями, такими как отклонение в работе речевого аппарата или апраксия. Или это может быть связано с серьезными проблемами с мотивацией, особенностями речевого развития и искаженным развитием навыков социального взаимодействия. Задержки речи также могут быть связаны с ЛОР заболеваниями, которые могут привести к потере слуха или ухудшению обработки речи в периоды критического развития мозга.
Многие дети, у которых стоит статус ОВЗ, не используют устную речь для общения. Это означает, что они не всегда общаются устно. Может быть, у них есть лепет, они произносят несколько приближенных слов, но они не могут достоверно сообщить о своих желаниях и потребностях. Таких людей принято называть термином «невербальный». Однако, следует помнить, что общение (коммуникация) – это не просто слова. Ребенок может быть «вербальным» и общаться с помощью картинок, языка жестов, различных вспомогательных устройств, например, при помощи планшетов и т. д. Поэтому чаще используют термин «вокальный», когда имеют в виду ребенка, который может общаться словами или может говорить.
Еще не запутались? Надеемся, что нет 🙂
Невербальные люди часто общаются: они указывают жестами, могут использовать чужую руку для указания на желаемое, но чаще всего в качестве просьб они используют свое поведение. Существует довольно много ребят, которые, не говоря ни слова, получают все, что захотят. Их близкие так их понимают, что удовлетворяют каждое их желание по взмаху ресниц и наклону головы. Например, родители знают, что два крика означают «включи телевизор», приступ плача – «возьми меня на ручки», толкание брата или сестры – «я не хочу играть» и т. д..
Если мы учим 5-летнюю девочку обозначать цвета и части тела (их она легко называет), но при этом, если она же не может сообщить, что голодна, то это хороший пример ребенка, который может говорить, но не использует язык для общения. Цель при работе с людьми, испытывающими трудности в коммуникации, должна быть шире, чем просто голосовая речь.…Будьте готовы и приготовьте родителей, что может такое случится, что ребенок никогда не сможет овладеть звучащей речью. Но это не значит, что он(а) никогда не сможет научиться общаться. Целью же станет обучение ребенка эффективной функциональной системе общения при помощи Альтернативной дополненной коммуникации (АДК).
Дети, которые не могут общаться, имеют одну из самых стойких и сложных проблем в поведении. Почему? Ну, просто представьте, что вы попали в среду, где никто не говорит на вашем языке (например, вы говорите по-русски, а все остальные говорят по-французски). Теперь представьте, что вы голодны и должны убедить людей накормить вас. Вы говорили громче, медленнее…Не понимают. Потом вы пытались показывать пальцем и жестикулировать. Тишина. Никто не понимает. А кушать хочется все сильнее…Как вы думаете, сколько времени пройдет, прежде чем вы начнете злиться, толкать людей и бросать предметы? И самое главное, именно после этого нежелательного поведения, люди начнут вам предлагать все, что угодно, чтобы вы перестали, и, скорее всего, предложат и еду! Цель достигнута. И снова к вам вопрос: есть ли смысл говорить, показывать жестами (так сказать, тратить время впустую), если сразу за толканием и бросанием вам предложат вкусный обед?…Так и закрепляется проблемное поведение в репертуаре невербальных детей. Поэтому, чтобы ребенок научился общаться иным приемлемым способом, необходимо много работать и подкреплять приемлемую коммуникацию.
Есть много вариантов обучения функциональному общению, например, вербально-поведенческий подход, логопедические занятия, жестовый язык, система коммуникации с помощью карточек (ПЕКС) и многие другие, которые не только учат вокальной речи, но и предполагают введение АДК.
Мы предлагаем погрузится в мир разнообразных систем АДК, узнать, как подобрать подходящую и как внедрить их в повседневную жизнь ребенка в зависимости от его индивидуальных возможностей и потребностей. Курс «Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) в профессиональной деятельности педагогов-психологов, учителей-логопедов и коррекционных педагогов» – ваш компас в пути к налаживанию коммуникации с вашим учеником или ребенком.