Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Что такое функциональная оценка поведения у детей с аутизмом?

Спросите любого родителя ребенка с рас, что больше всего его расстраивает и вы услышите в ответ: “неприемлемое поведение”. Это самая удручающая составляющая аутизма.

Но в то же время, поведение – это то, что хорошо поддается коррекции, если использовать эффективные и научно доказанные методы воздействия. Для того, чтоб успешно справляться с поведенческими проблемами, в первую очередь, необходимо определить истинную причину его возникновения. И тут, нам на помощь приходит функциональная оценка поведения.

Что это такое?

Функциональная поведенческая оценка помогает определить, что именно лежит в основе проблемного поведения и какую задачу решает ребенок, прибегая к нему. Обычно, специалист прикладного анализа поведения собирает данные в ходе занятий и привлекает к сбору информации семью, чтоб картина была наиболее полной. Функциональная оценка поведения включает в себя наблюдение, сбор данных и анализ взаимосвязи событий с тем, как ребенок себя ведет.

Как понять, нужна ли вашему ребенку функциональная оценка поведения?

Если вы видите, что некоторые поведенческие особенности ребенка влияют на образовательный процесс, социальное взаимодействие или причиняют ему какой-либо вред, то, очевидно, что надо работать над проблемным поведением и, в первую очередь, прибегнуть к его функциональной оценке.

Как работает функциональная оценка поведения?

1 этап. Фиксация и описание поведения.

Чтобы начать работать над чем бы то ни было, необходимо определить, над чем именно предстоит работа. Когда вы хотите изменить поведение, после того, как вы его определили, необходимо верно его описать. Сравните: “ребенок бесится и отказывается одеваться” и “когда я хочу одеть ребёнка, он вырывается и начинает бегать кругами по комнате, пока я его не поймаю”. В первом случае непонятно, что именно происходит. Это описание невозможно использовать, так как не ясна топография поведения. Во втором случае, мы имеем информацию, с которой уже можно работать.

2 этап. Сбор и анализ информации.

После того, как поведение зафиксировано и описано, можно приступать к сбору данных. Необходимо собрать максимально возможное количество данных о том, когда, где и как часто происходит поведение, кто и что находится рядом, что предшествует ему и какие следуют последствия, что влияет на длительность и как оно гасится.

3 этап. Определение причин поведения и разработка гипотезы.

Собрав достаточное количество информации, можно приступать к определению причин. У любого поведения есть функция, то есть оно решает для ребенка определенную задачу. Например, малыш плохим поведением может:
* добиваться желаемого,
* получать сенсорную стимуляцию или разгрузку,
* избегать нежелательных действий, людей или объектов,
* привлекать внимание.

На примере, который я привела выше, функцией поведения может оказаться вовсе не отказ одеваться, а стремление вовлечь маму в игру и получить ее внимание. А это можно понять, только собрав и проанализировав необходимое количество данных.

4. Тестирование гипотезы и разработка плана вмешательства.

Обнаружив функцию поведения, поведенческий аналитик сначала тестирует гипотезу и, после подтверждения ее верности, берется за разработку плана коррекции, который включает в себя, уже привычные нам, инструменты прикладного анализа поведения: формирование замещающих навыков, сенсорная стимуляция или депривация, гашение опасного поведения, использование подсказок и работа с подкрепителями. От того, насколько верно были определены причины поведения, зависит эффективность вмешательства. Если после всей проведенной работы, вы не видите значимых изменений в поведении, стоит вернуться назад и еще раз провести функциональную поведенческую оценку.

Когда вы достигаете цели по изменению поведения, процесс функциональной поведенческой оценки можно считать завершенным.

Если вы видите, что у вашего ребенка есть проблемное поведение, обратитесь к поведенческому аналитику и обозначьте конкретные цели, которые вы хотите взять в работу. Готовясь отправиться к нему на консультацию, соберите данные, опираясь на информацию из этой статьи. Это поможет специалисту точнее и быстрее провести функциональную оценку поведения и выбрать наиболее эффективное вмешательство. И помните, что вмешательство не ограничивается работой ребенка в кабинете у поведенческого аналитика, а распространяется на всю структуру его дня, поэтому не забудьте получить от специалиста рекомендации и план работы в естественной среде.

С нами сотрудничают

Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.