6 причин обучить ребенка навыку просьбы
Обучение навыку просьбы должно стать важной частью программы поведенческого вмешательства детей, которые еще не говорят или только начинают разговаривать.
И вот почему:
- Дети понимают, что общаться полезно. Ребенок начинает понимать, что он говорит… и его жизнь немедленно улучшается. Ребенок говорит «мяч» и мяч ему немедленно предоставляется, то есть подкрепление точно мотивационное и своевременное.
- Обучая ребенка просить, мы можем заменить проблемное поведение на функциональную коммуникацию. Например, если ребенок много раз получал молоко, когда плакал, он начнет плакать и в следующий раз, когда захочет молоко. Если ребенок выучит, что сказать или показать «молоко» быстрее и эффективнее, вероятно, крик заменится просьбой.
- Люди, которые занимаются с ребенком обучением просьбам, ассоциируются с подкреплением. На протяжении обучающих сессий ребенок постоянно получает доступ к подкреплениям через взрослых: АВА-терапевтов, учителей, родителей и тд. и, начинает ассоциировать этих людей с подкреплениями. Соответственно, вскоре ребенок начинает хотеть общаться с ними чаще. Вместо выученного «когда АВА-терапевт приходит в мой дом, все, что он делает – это задает вопросы и усложняет мою жизнь» ребенок учит «когда АВА-терапевт приходит ко мне домой, моя жизнь становится веселее и я могу поиграть в любимые игрушки».
- Просьбы – фундамент разговора. Навык просьбы – это не только о том, чтобы просить вещи, которые хочется. Когда у детей развивается речь, просьбы становятся более комплексными. Например, когда ребенок приобретает больший вербальный репертуар, он начинает запрашивать информацию (задавать вопросы). В этом случае получаемая информация является подкреплением. Обучая ребенка базовым просьбам, мы строим фундамент для обучения более комплексным просьбам.
Разговор обычно включает в себя несколько запросов информации и несколько интравербальных реакций:
– Что ты делал на выходных? (запрос информации);
– Ходил в зоопарк (интравербальная реакция);
– Кого ты там видел? (запрос информации);
– Слонов, тигров, обезьян (интравербальная реакция). - Умея называть предметы, ребенок может не уметь просить их. То, что ребенок может ответить на вопрос «что это?», когда родитель или АВА-терапевт показывает предмет, не обязательно означает, что он сам сможет попросить этот предмет. Навык просьбы – отдельный навык.
- Навык просьбы – ключ к изменению своей жизни. Обучение детей с РАС быть хорошими не только слушателями, но и говорящими должно быть основной задачей каждой программы поведенческого вмешательства для детей, которые не говорят или только начинают говорить. Не честно фокусироваться только на хорошем выполнении инструкций. Обучение просьбам дает детям, немного больше контроля над их жизнью и должно быть приоритетным с самого начала поведенческого вмешательства.
Подробнее о развитии новых навыков коммуникации у детей с ОВЗ, включая РАС, вы можете узнать на наших курсах:
https://iaba.ru/course/prikladnoj-analiz-povedenija-ava-terapija-v-professionalnoj/
по материалам сайта http://frontieraba.com/
Ближайшие курсы и программы обучения
Девять важнейших навыков общения
36 часов
Повышение квалификации
Другие методики
Системы альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) – обзор методов
У каждого человека должно быть право на эффективную коммуникацию. Если по каким-либо причинам устная речь не возникает или затруднена, на помощь приходят АДК. Что это...
Читать подробнее
Денверская модель раннего вмешательства ESDM
Денверская модель раннего вмешательства – терапия на основе прикладного анализа поведения и психологии развития. Она предназначена для малышей с аутизмом или риском его развития от...
Читать подробнее