Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597
Современные курсы педагогам
для профессионального
и карьерного роста

15 вопросов, который должен задать себе родитель особого ребенка перед школой

“В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование”. Это фраза из федерального закона об образовании.

В этом же законе говорится, что ОРГАНАМИ ВЛАСТИ (сейчас будет скучно, но это надо знать всем)  “создаются необходимые УСЛОВИЯ для получения без дискриминации КАЧЕСТВЕННОГО образования…, в МАКСИМАЛЬНОЙ СТЕПЕНИ способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию…, в том числе посредством организации ИНКЛЮЗИВНОГО образования…”.

При этом родитель вправе сам ВЫБИРАТЬ формы получения образования, формы обучения и непосредственно сами образовательные организации, ориентируясь на готовность ребенка, его возможности и ограничения, его собственное мнение, а также на рекомендации (именно РЕКОМЕНДАЦИИ, как сказано в ФЗ об образовании, а не директивные установки обязательные к выполнению) психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Для того, чтоб помочь вам сделать лучший, из возможных, выбор, предлагаю задать себе 10 следующих вопросов.

Про навыки:

  1. Соответствуют ли академические навыки моего ребенка уровню других участников выбранного учебного класса? (Знает ли он цифры, буквы, цвета, формы, названия предметов и т. д.?)
  2. Соответствуют ли социальные навыки требованиям, предъявляемым в выбранном учебном заведении? (Умеет ли он сидеть за столом необходимое время, ждать своей очереди, просить о помощи, проситься в туалет, соглашаться или отказываться ориентируясь на свои желания?)
  3. Насколько сформированы у моего ребенка игровые навыки? (Чем ребенок сможет занять себя на перемене, как он будет вести в свободное время, сможет ли он участвовать в групповых занятиях и играх, например, на физкультуре?
  4. В каких именно вопросах мой ребенок нуждается в помощи взрослых, а с чем он способен справляться самостоятельно? (Например, ребенок плохо понимает обращенную речь и ему нужны визуальные опоры, которые должны будут использовать учителя, но при этом он может сам сообщить о приближающемся срыве или возникшей нужде сходить в туалет).

Про требования к учебной среде:

  1. Учителя, обладающие какой квалификацией и какими характеристиками вероятнее всего смогут помочь моему ребенку достичь успеха? (Некоторым детям для выполнения работы нужно много похвалы и обратной связи, в то время как другим нужны визуальные инструкции или четкие директивные указания. Одним детям необходимо помочь  перевести словесную кашу в понятную речь, а другим освоить альтернативную систему коммуникации).
  2. Должен ли персонал школы иметь опыт работы с детьми со схожим набором ограничений и особенностей? Для того, чтоб успешно взаимодействовать с вашим ребенком, должны ли у них быть специальные знания или специальная подготовка?
  3. Как много внимания от учителя будет требоваться моему ребенку, чтоб преуспеть в обучении? Нужно ли ему индивидуальное время от педагога, или он может работать в малой группе учеников, или он хорошо понимает фронтальные инструкции и готов учиться в общем классе?
  4. Какая именно среда подойдет моему ребенку? В каких условиях он легче адаптируется и будет усваивать материал: в хорошо освещенных и больших классах или маленьких уютных кабинетах, там где много разных ярких предметов и наглядных пособий или минимум отвлекающих факторов, за сдвоенной партой или индивидуальным столом? Нужна ли ребенку сенсорная комната и что она должна из себя представлять, какие именно сенсорные проблемы она должна решать?
  5. Требует ли состояние моего ребенка постоянной курации поведенческих специалистов и готовы ли будут учителя и администрация школы к сотрудничеству со сторонними кураторами?

Про принятие решения:

  1. Если у моего ребенка выявляются дефициты в навыках, препятствующие успешному включению в учебный процесс, какие из них можно преодолеть в течение года? Что для этого нужно будет сделать, каких специалистов привлечь, на какие занятия записать ребенка?
  2. Есть ли в доступности специальные подготовительные группы, которые помогут облегчить переход от свободной “садиковской” жизни к структурированному учебному процессу? (Если дефицитов выявляется много и нет соответствующих уровню ребенка учебных заведений, то возможно лучше подождать еще год, чем обрекать ребенка на постоянное отставание от сверстников и недовольство собой).
  3. Какие цели я ставлю перед учебным заведением? (Цели будут зависеть от объема ограничений и возможностей ребенка, они могут заключаться и в дневном пребывании в развивающей среде, и в освоении академических знаний, и в обретении социальных и трудовых навыков)
  4. Как я буду поддерживать связь с учителем, как часто буду получать от него обратную связь и в каком виде, какая именно информация от педагогов будет обладать для меня особенной ценностью, так как она определяет дальнейший маршрут обучения?
  5. Есть ли у меня план Б? Если, выбрав самый подходящий для ребенка, на мой взгляд, вариант, я столкнусь с тем, что в реальности он ему не подходит, то что я буду делать?
  6. Как я буду поддерживать себя на этом сложном жизненном этапе, когда налаженная жизнь меняется и приходится сталкиваться с изменениями? Кого я могу привлечь в помощники и по каким вопросам? От каких дел я могу временно отказаться, пока не адаптируюсь к новой жизни?

Я полагаю, что некоторые дочитав до конца устало вздохнут и скажут, что это что-то из идеального мира, а мы живем совсем не в таком. Да, сложностей хватает и вряд ли вам удастся найти такую школу, таких учителей и такие формы обучения, которые идеально подойдут вашему ребенку и смогут полностью раскрыть его потенциал. Но благодаря работе над этими вопросами и найденным ответам на них, вы точно окажетесь значительно ближе к этой точке, чем если решите, что неидеальный результат не стоит ваших усилий.

С нами сотрудничают

Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "АМБА"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
АНО «Аутизм Регионы»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
ЦПМПК НО
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.