Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597
Современные курсы педагогам
для профессионального
и карьерного роста

Денверская модель раннего вмешательства

Как известно, раннее выявление и начало интенсивных вмешательств при РАС улучшает прогноз и, как следствие, будущее качество жизни. Именно поэтому методы вмешательств, предполагающие раннее начало, занимают особо важное место в списке методов с научно доказанной эффективностью.

Денверская модель раннего вмешательства — один из комплексных интенсивных игровых методов вмешательства, разработанный для детей в возрасте от 12 до 48 месяцев (в отельных случаях может быть применимо на более поздний возраст) с выявленными признаками РАС, направленный на улучшение и развитие необходимых навыков, а также уменьшение симптомов аутизма через игровую и повседневную деятельность и взаимодействие. В рамках метода используется объединенный подход на основе принципов прикладного анализа поведения (ПАП/АВА) и натуралистических вмешательств (вмешательств, применяемых в ходе повседневной рутины, например, в домашней обстановке) с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, что позволяет достигнуть максимальных результатов.

Совместная деятельность специалиста и ребенка в рамках проведения Денверской модели раннего вмешательства имитирует то, как осваивают новые формы поведения дети раннего возраста во время своего развития через взаимодействие с родителем или воспитателем: игры «лицом в лицу» (например, гляделки, ладушки, напевание песенок), а также игры с предметами (например, строительство башен). Для снижения нежелательного поведения, а также закрепления необходимых навыков используются различные приемы и методы прикладного анализа поведения: подкрепление, гашение, формирование поведенческих цепочек и т. д.

Главными особенностями Денверской модели раннего вмешательства являются:

  • Разработка и регулярная корректировка индивидуального плана занятий и мероприятий. На первом этапе вмешательства происходит оценка и измерение уровня развития навыков, необходимые для составления подробного индивидуального плана, который будет описывать все занятия и мероприятия, проводимые с ребенком. Далее план корректируется и обновляется каждые 12 недель во время промежуточных оценок с использованием специально разработанного чек-листа.
  • Участие родителей или других значимых взрослых на всех этапах вмешательства. Подключение родителей происходит еще на этапе составления плана. Важно, чтобы они принимали участие, выбирали цели, которые они сами считают значимыми, и одновременно наблюдали и обучались у практикующих специалистов. Родители или другие близкие взрослые также берут на себя часть мероприятий, предусмотренных планом, а в отдельных случаях и вовсе выполняют их вместе с ребенком. Это позволит не останавливать вмешательство вне непосредственных занятий, а также после окончания интенсива.
  • Возможность проводить вмешательство практически в любом месте. Данное вмешательство предоставляет возможность проводить занятия практически в любом удобном месте: дома, в детском саду, в школе, в специализированных центрах и т. д. Помимо этого, широко различен диапазон форм занятий. Это могут быть как индивидуальные интенсивные занятия, отдельные сессии, так и групповые занятия, что позволяет обучить ребенка взаимодействию с другими детьми. Это повышает эффективность вмешательства, а такая гибкость значительно облегчает родителям и воспитателям задачу “доведения работы до конца”.
  • Опора на сильные стороны и интересы самого ребенка. Особое внимание уделяется социально-эмоциональным, когнитивным и языковым способностям как чаще всего сниженным при аутизме. Все занятия подбираются с учетом целей и потребностей конкретного ребенка, а его интересы используются для естественного подкрепления и совместной игры. Игровое проведение вмешательства позволяет помимо развития навыков повысить интерес ребенка к совместной деятельности и другим людям.

Методика была разработана американскими психиатрами Салли Роджерс и Джеральдин Доусон в 1980-х годах в Институте медицинских исследований нарушений нейроразвития (Medical Investigation of Neurodevelopmental Disorders, MIND) Калифорнийского университета в Дэвисе. С момента разработки были проведены десятки исследований высокого качества, доказавших эффективность данного метода, в том числе и рандомизированные клинические исследования и мета-анализы, в которых участвовали дети с разными уровнем развития навыков.

Клиницисты, способные проводить и обучать близких взрослых ребенка данному методу, должны пройти обязательное обучение и сертификацию. На сайте Института медицинских исследований нарушений нейроразвития размещен ежемесячно обновляемый список всех сертифицированных терапевтов, инструкторов и тренеров для родителей, работающих в рамках Денверской модели раннего вмешательства во всем мире.

Клинические рекомендации «Расстройства аутистического спектра», подготовленные Ассоциацией психиатров и психологов за научно обоснованную практику (АПсиП) и одобренные Министерством здравоохранения РФ в июле 2020 г., рекомендуют Денверскую модель раннего вмешательства «для детей с РАС в возрасте от 14 до 30 месяцев с целью развития речевых навыков», а также «для детей с РАС в возрасте от 18 до 30 месяцев с целью развития когнитивных навыков, адаптивного поведения и снижения симптоматики аутизма».

Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.