Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Тренинг ключевых реакций

Первоначальные попытки лечения аутизма были в основном безуспешными, но в 1960-х годах исследователи начали фокусироваться на постулатах радикального бихевиоризма и поведенческой терапии. Эти исследования принесли новую надежду в коррекции аутистических черт. В 1970-х годах исследователи начали добиваться успеха в изменении поведения, в частности, в использовании положительных подкреплений для обучения детей взаимодействию с другими. Хотя эта работа была эффективной, ограничения включали значительные временные затраты, значительные расходы и ограниченный перенос навыков на новые среды. Работа, проделанная исследователями Хартом и Рисли в 1970-х годах (их исследования были сосредоточены на улучшении развития речи у детей дошкольного возраста с задержками речевого развития) легла в основу методики Тренинг ключевых реакций (PRT® – Pivotal response treatment/training). 

Линн и Роберт Кёгель (Lynn and Robert Koegel) из Калифорнийского университета включили идеи из натуралистического вмешательства (представляет собой совокупность практик, включающих организацию окружающей среды, методы взаимодействия и стратегии, основанные на принципах прикладного анализа поведения) для развития вербальной коммуникации у детей с аутизмом. Они предположили, что если бы усилия были сосредоточены на определенных основных реакциях (ответах), вмешательство было бы более успешным и эффективным. По их мнению, развитие этих основных видов поведения привело бы к широкомасштабному улучшению в других областях. С момента своей концептуализации PRT® получил большую эмпирическую поддержку для выявления терапевтических преимуществ в более широком использовании функциональных навыков социальной коммуникации у лиц с РАС.

Тренинг ключевых реакций — это набор методов обучения, используемых в повседневной жизни детей. Это не терапия сама по себе. PRT® основан на игре и использует естественные мотивы ребенка, т.е. естественные подкрепления (игрушки, игры и занятия, которые ребенок хочет и которые ему интересны) для обучения и закрепления нового, социально-приемлемого поведения. Например, «наградой» для ребенка, который предпринимает осмысленную попытку попросить игрушку, является то, что он или она получает возможность поиграть с ней. «Отличительной чертой PRT® является то, что она разработана для того, чтобы мотивировать ребенка хотеть взаимодействовать», — говорит Памела Вентола (клинический психолог и доцент Йельского центра изучения детей). – PRT® сосредоточен вокруг идеи повышения естественной мотивации ребенка к общению с другими людьми, к разговору с нами, к желанию играть».

Игровая среда используется для обучения основным навыкам, таким как соблюдение очередности, взаимодействие, в том числе вербальное. Основные мотивационные стратегии PRT® включаются в процесс вмешательства как можно чаще. Ребенок играет решающую роль в определении видов деятельности и объектов, которые будут использоваться при работе с ним: ребенок делает выбор, который направляет терапию с PRT®. Также особое внимание уделяется роли родителей как основных агентов вмешательства.

PRT® фокусируется на 4 ключевых или «основных» областях развития детей с аутизмом (мотивация, способность реагировать на множественные сигналы или подсказки, самоуправление и социальные инициации (самоинициируемая деятельность)) с целью помочь детям развить более сложные навыки и поведение, включая социальные и коммуникативные навыки. Акцент делается на навыки, необходимые им для успешного функционирования дома, в школе и в мире в целом. Нацеливаясь на эти ключевые навыки, лежащие в основе успешного общения (например, умение начинать разговор, отвечать на вопросы и принимать участие в постоянном диалоге, и даже эмпатия), PRT® в идеале приводит к сопутствующим улучшениям в других социальных, коммуникативных и поведенческих областях, которые не являются специально нацеленными. Например, метаанализ 2020 года, который включал 5 рандомизированных контролируемых исследований, пришел к выводу, что существует статистически значимое положительное влияние PRT® на навыки экспрессивного языка, социальное взаимодействие и снижение повторяющегося (ритуального и самостимулирующего) поведения. 

Методы PRT® обычно применяются к детям с РАС в возрасте от 2 до 6 лет, но их можно использовать и к людям любого возраста. У некоторых детей реакция на PRT® более выражена, чем у других. Когда дети начинают вмешательство до 5 лет, у 85%-90% развивается вербальная коммуникация как основной способ общения. Кроме того, дети с РАС демонстрируют повышенную социальную инициацию и самостоятельную игру, а также снижение социального избегания и стереотипного поведение после Тренинга ключевых реакций. За последние 30 лет в рецензируемых журналах было опубликовано более 200 статей о PRT®, подтверждающих ее эффективность. PRT® включена Национальным исследовательским советом в список десяти программ для коррекции аутизма и является одной из четырех научно обоснованных практик вмешательства при РАС в США (Simpson, 2005). В Клинических рекомендациях по оказанию помощи детям с РАС, одобренных Минздравом РФ в июле 2020 года PRT® рекомендуется для развития речевых навыков у детей 2-6 лет.

 

Комментарии

Комментариев пока нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

С нами сотрудничают

Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.