Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

З главные проблемы новогодних праздников и как их решать?

Новый год и Рождество – любимые праздники для большинства детей. Зима еще на вступила в полной мере в свои права, а их маленькие сердечки уже трепещут от предвкушения подарков, лакомств и чудес.

Однако, есть дети с нетипичной организацией нервной системы, для которых праздники не менее желанны, но при этом слишком волнительны. Их радость перемешивается с сильнейшей тревогой и переживаниями, которые порой кажутся невыносимыми. И тогда Новый год становится не счастливым праздником, а серьезным испытанием, как для самого особого ребенка, так и для всей его семьи.

Почему так происходит и как можно на это повлиять?

  1. Слишком много общения! Новогодние праздники сопряжены с большим количеством (намного большим, чем в обычные дни) социальных контактов и активным общением. Люди приглашают гостей и сами ходят в гости, посещают ярмарки и гуляния, встречаются с друзьями в кафе и на прогулках. Это лучшие способы качественно заполнить длинные каникулы. Для многих… Но не для детей с расстройством аутистического спектра. Для них каждое социальное взаимодействие таит в себе “взрывоопасные мины”: непредсказуемость других людей, невозможность оправдывать их ожидания, непонимание их вербальных и невербальных сигналов. В таких внешних условиях они очень быстро истощаются и нередко срываются, омрачая праздник и себе, и другим.

Как помочь?

Сделать все общение максимально предсказуемым. Использовать для этого визуальное расписание и социальные истории.

Попросить своих родных и близких воздержаться от сюрпризов и согласовать заранее встречи. Планировать островки спокойствия на время празднований: дома оставить одну комнату неприкосновенной для гостей (а также, праздничной атрибутики) и предложить ребенку там отдыхать в моменты перегрузки, а вылазки из дома выбирать в такие места, где у него будет возможность уединиться и успокоиться. Не загружать активностями и общением каждый день каникул. Пусть у малыша будут дни, которые он проживет в своем привычном кругу семьи и в привычном ритме.

  1. Слишком много изменений в рутине! Рутина – это то, что позволяет человеку с аутизмом не испытывать тревогу и чувствовать себя в безопасности. Любое изменение – это угроза и вызов. Представьте, что твориться с нашими малышами в спектре, когда приходит эта “счастливая” пора праздников! Каждый день отличается от другого, все привычное исчезает, при этом появляются новые люди и события, которые полностью разрушают ожидания от будущего. Не мудрено, что аларм-система ребенка выкручена на максимум и он утопает в тревоге.

Чем помочь?

Сделать все изменения максимально предсказуемыми. Использовать для этого визуальное расписание и социальные истории (повторяюсь, ибо нет более универсального инструмента).

Бывает непросто планировать праздничные дни, потому что слишком много факторов влияют на происходящее, но пытаться все же стоит! Если вы используете визуальное расписание на 3 дня или неделю, то для новогодних праздников лучше сделать расширенное, которое будет охватывать все каникулы целиком, а также первые послепраздничные дни (так ребенок сможет понять, что все обязательно вернется на круги своя).

Каждое утро следует начать с планов на день, разнося в расписании предстоящие события. Затем показать ребенку какие значимые и уже известные мероприятия, его ждут в скором будущем. А потом, обратить его внимание на дни, когда он сможет вернуться к своей привычной рутине.

Стараться максимально сохранить ту рутину, которую возможно. Например, утренний и вечерний ритуалы, поход с магазин в определенный день недели, прогулка на детской площадке после завтрака. Любые изменения, которые бывает возникают неожиданно, нужно не просто проговорить с ребенком по ходу дела, а отразить их в расписании и пройтись заново вместе с ним по измененному плану.

  1. Слишком много шума, света, запахов и новых вкусов!

Нет другого времени в году, когда сверхчувствительная сенсорная система ребенка с рас подвергается такому интенсивному воздействию. Выходишь на улицу: все рябит в глазах от огоньков и иллюминации, а уши закладывает от визгов резвящейся детворы. Заходишь в магазин и на тебя обрушиваются яркие краски новогоднего декора и мерный гул резко увеличившегося наплыва покупателей. Приходишь домой, а тут тебе пекутся пряники и рождественские пироги, которые источают пьянящий восхитительный аромат, но он слишком резок и ярок, чтоб его можно было вынести. Да еще и стол ломиться от непонятных яств, которыми каждый норовит накормить. 

Как помочь?

К сожалению, от всей этой праздничной суеты спрятаться не удастся. Но можно попробовать решать проблемы локально: при помощи наушников, солнцезащитных очков и шарфика, в который можно уткнуть носик. 

Как показывают исследования, дети лучше справляются с сенсорными перегрузками, если они для них не внезапны, а предсказуемы. Поэтому, и тут будут полезны визуальные расписания и социальные истории, которые сформируют у ребенка определенные ожидания, гарантируют конечность неприятных сенсорных ощущений и дадут инструкции, как избежать неприятного воздействия.

Но в первую очередь, стоит помнить, что ребенку в спектре действительно, на физическом уровне, тяжело справляться с сенсорными переживаниями, поэтому родительская задача (непростая надо сказать) – это найти разумный баланс между тем, чтоб оградить ребенка от неприятного опыта, но при этом дать ему возможность жить наполненной и интересной жизнью.

С нами сотрудничают

Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.