Викарное подкрепление: «Я делаю то, за что поощряют других»
Викарное подкрепление – это методика, которую легко можно применять в классе, в группе детей, или в семье, где есть дети близкие друг другу по возрасту. Термин «викарное научение» относится к концепции «теории социального научения» психолога Альберта Бандуры, суть которой в том, что люди могут учиться, имитируя модель обучения – другого человека, особенно того, кто напоминает их самих (например, ровесника). «Викарное подкрепление» означает, что люди начинают подражать поведению других людей, когда видят, что те получают за него какую-то награду.
Все люди могут учиться путем наблюдения и подражания. Такие методы как социальные истории или видеомоделирование тоже основаны на принципах социального научения. Один из способов того, как можно помочь ребенку имитировать желательную модель поведения – это поощрения третьего лица, то есть, другого ребенка за «модельное поведение».
Часто викарное подкрепление применяется в сочетании с игнорированием нежелательного поведения – вы игнорируете нежелательное поведение ребенка, и одновременно хвалите и уделяете положительное внимание другому ребенку, который ведет себя «хорошо».
Как может выглядеть викарное подкрепление на практике? Вот несколько примеров:
- Двух учеников попросили разложить книги на полке в классе. Один из учеников выполняет задачу, второй бездельничает. Учитель не ругает того, кто ничего не делает, но хвалит другого ребенка за хорошую работу. Второй ребенок начинает ему подражать и включается в работу;
- Ученица видит, что другой ученице класса разрешили посмотреть мультфильм на компьютере, потому что она выполнила все задания. Она начинает работать над своими заданиями в более быстром темпе;
- Ученик, который часто вскакивает с места и шумит на уроке видит, как его соседа по парте хвалят за то, что он хорошо себя ведет и хорошо занимается. Его мешающее поведение начинает уменьшаться.
Викарное подкрепление может включать похвалу, материальные награды, внимание и выражение положительных эмоций. Главное, чтобы ребенок мог поставить себя на место того, кто получает награду, чтобы эта награда была для него значимой, и чтобы он ясно понимал, какое поведение награждается.