Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Викарное подкрепление: «Я делаю то, за что поощряют других»

Викарное подкрепление – это методика, которую легко можно применять в классе, в группе детей, или в семье, где есть дети близкие друг другу по возрасту. Термин «викарное научение» относится к концепции «теории социального научения» психолога Альберта Бандуры, суть которой в том, что люди могут учиться, имитируя модель обучения – другого человека, особенно того, кто напоминает их самих (например, ровесника). «Викарное подкрепление» означает, что люди начинают подражать поведению других людей, когда видят, что те получают за него какую-то награду.

Все люди могут учиться путем наблюдения и подражания. Такие методы как социальные истории или видеомоделирование тоже основаны на принципах социального научения. Один из способов того, как можно помочь ребенку имитировать желательную модель поведения – это поощрения третьего лица, то есть, другого ребенка за «модельное поведение».

Часто викарное подкрепление применяется в сочетании с игнорированием нежелательного поведения – вы игнорируете нежелательное поведение ребенка, и одновременно хвалите и уделяете положительное внимание другому ребенку, который ведет себя «хорошо».

Как может выглядеть викарное подкрепление на практике? Вот несколько примеров:

  1. Двух учеников попросили разложить книги на полке в классе. Один из учеников выполняет задачу, второй бездельничает. Учитель не ругает того, кто ничего не делает, но хвалит другого ребенка за хорошую работу. Второй ребенок начинает ему подражать и включается в работу;
  2. Ученица видит, что другой ученице класса разрешили посмотреть мультфильм на компьютере, потому что она выполнила все задания. Она начинает работать над своими заданиями в более быстром темпе;
  3. Ученик, который часто вскакивает с места и шумит на уроке видит, как его соседа по парте хвалят за то, что он хорошо себя ведет и хорошо занимается. Его мешающее поведение начинает уменьшаться.

Викарное подкрепление может включать похвалу, материальные награды, внимание и выражение положительных эмоций. Главное, чтобы ребенок мог поставить себя на место того, кто получает награду, чтобы эта награда была для него значимой, и чтобы он ясно понимал, какое поведение награждается.

С нами сотрудничают

Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.