Темп инструкций для детей с особенностями развития
Есть очень популярный миф об обучении детей с особенностями развития. Это миф о том, что им нужен очень медленный и неторопливый темп инструкций. На самом деле, все наоборот. Возможно, эти дети будут продвигаться по учебному плану с гораздо меньшей скоростью, чем их сверстники, но сам процесс обучения должен проходить в быстром темпе. Если вам не удается сохранять высокий темп обучения, то это повышает вероятность проблемного поведения и снижает общую эффективность обучения.
Вот что пишет об этом Хигби (Higbee, 2009): «Правильный темп инструкций помогает ученикам удерживать свое внимание на инструкторе и обучающих материалах. Хотя слишком быстрые инструкции могут привести к утрате внимания ученика, гораздо чаще внимание теряется из-за недостаточно быстрых инструкций».
Вот несколько рекомендаций по сохранению высокого темпа инструкций во время обучения:
Готовьтесь заранее!
Подготовьте учебные материалы так, чтобы вы могли взять их очень быстро и не тратить на это время во время занятия. Система в организации материалов – это один из основных подходов для повышения эффективности вашего занятия.
Соберите данные по темпу инструкций.
Вы хотите повысить внимание и снизить проблемное поведение. Пробуйте различные темпы инструкций и измеряйте те виды поведения, на которые вы хотите повлиять. Например, если у меня есть ученик, который часто хватает меня за рубашку во время занятия, я могу попробовать с ним темп в 15 вопросов в минуту, потом 20 вопросов в минуту, а потом в 25 вопросов в минуту. Потом я сравниваю частоту хватания за рубашку с темпом инструкции.
Чередуйте новые инструкции с хорошо знакомыми заданиями.
Помните, что эти 15-20 вопросов не должны быть только о новых и сложных для ребенка навыках, обязательно нужно включать примерно столько же или даже больше «легких» вопросов, с которыми у ученика не возникает никаких проблем. На каждом занятии я держу при себе заранее подготовленный набор карточек с заданиями по уже освоенным навыкам – в любой момент я могу вытянуть карточку и быстро дать ученику задание на сохранение уже усвоенного навыка, чтобы «разбавить» им новые задачи.
Снимайте занятие на видео.
Снимите на видео свою работу с ребенком – это поможет вам увидеть возможности для повышения общего темпа занятия. Вы также можете заметить, в какие именно моменты возрастает проблемное поведение, а затем составить план именно для них. Например, возможно проблемное поведение появляется, когда вы записываете данные в целевом листе, но вы не замечали эту закономерность, пока не просмотрели запись позже.
Эффективно используйте поощрения.
Сам по себе тем инструкций не может изменить поведение. Необходимо сочетание быстрого темпа инструкций и поощрений, кроме того, применение поощрений должно быть систематическим.
По возможности учитывайте обратную связь супервизора или ученика по темпу инструкций.
Супервизоры могут дать конкретные рекомендации о том, как вы можете увеличить темп инструкций. Ваш ученик тоже может сообщить вам о слишком медленном темпе инструкций – правда, обычно не напрямую. Если ученик говорит «мне скучно», начинает «баловаться», зевать или иначе демонстрировать скуку и рассеянное внимание – это может указывать на то, что вам нужно, помимо прочего, увеличить темп обучения.
Ссылка:
Higbee, T. (2009). Establishing the prerequisites for normal language. In R. A. Rehfeldt, Y. Barnes-Holmes, & S.C. Hayes (Eds.), Derived relational responding applications for learners with autism and other developmental disabilities: A progressive guide to change (7-24). Oakland, CA: New Harbinger Publications, Inc.
На основе статей поведенческого аналитика Сэма Бланко.