Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Совместное регулирование эмоциональных состояний аутичных людей

Будет ли кто-то спорить с тем, что навык эмоционального саморегулирования – один из важнейших для любого человека, живущего в обществе. Люди, имеющие проблемы в этой сфере неизбежно сталкиваются с серьезными социальными трудностями.

Как мы можем помочь нашим аутичным детям освоить этот навык и успешно социализироваться?

Саморегуляция – это неврологический процесс. Как и многие другие неврологические процессы, обусловленные социальными факторами, саморегуляция напрямую зависит от окружения и среды. Люди, которые окружают ребенка, его семья, специалисты, сверстники во многом определяют то, как он справляется со своими эмоциями..

Исследования показывают, что мы можем развивать этот навык у детей, демонстрируя и моделируя собственную способность к управлению эмоциями в процессе совместного регулирования.

По своей сути, совместное регулирование заключается в обеспечении оптимальных условий для нашей саморегуляции и саморегуляции нашего ребенка, а также в поддержании спокойного и функционального поведения, которое продиктовано желанием установления связи, а не только исправления и изменения того, что нас не устраивает.

Идеальный контекст для совместного регулирования – это предсказуемая, безопасная и благоприятная для органов чувств аутичного ребенка среда. Конечно, невозможно обеспечить такую среду малышу на постоянной основе. Детский сад, школа, развивающие центры не могут гарантировать предсказуемость и соответствие сенсорным потребностям всех без исключения детей. Но это не значит, что мы не можем создать контролируемую среду в своем доме.

Важно, чтобы у ребенка было свое, четкое определенное место в доме, которое могло бы стать буферной зоной, защищающей от стрессов и негативных факторов окружающего мира и помогало эмоциональному саморегулированию. Каким должно быть такое место? Нет одного рецепта, подходящего каждому ребенку. Следует учитывать индивидуальные особенности, ограничения и уже обретенные стратегии самоуспокоения.

Например, некоторым детям подойдет гамак, другим батут, третьим сухой бассейн. Кому-то поможет плейлист с любимой музыкой, а кто-то захочет отсидеться в темном шатре, надев шумоподавляющие наушники, или помять влажные полотенца. Главное, чтоб это было предсказуемое, безопасное и подходящее сенсорному профилю ребёнка пространство, предоставляющее доступ к успокаивающим и помогающим регулировать эмоциональное состояние предметам и защищающее от угроз окружающей среды.

Создавая такие пространства, не стоит забывать, что безопасная и предсказуемая среда – это больше, чем просто место для сенсорной разгрузки или насыщения. Оно должно соответствовать ожиданиям и предоставлять доступ к заранее определенным последствиям поведения.

Помимо самого пространства, необходимо продумать, как именно ребенок будет распознавать момент, когда ему стоит воспользоваться возможностями специально подготовленной среды. Некоторые родители используют “безопасное” слово, которое сигнализирует ребенку о том, что лучше прибегнуть к помощи “безопасного” места. В других семьях используют для этих целей визуальную подсказку.

Одна из самых частых причин, подрывающих саморегулирование у ребенка – это невозможность предсказать, какие его действия вызовут у родителя эмоциональную реакцию. И здесь речь не только про случаи, когда родитель ни с того ни с сего срывается или кричит, но и когда он вдруг начинает проявлять недовольство нерасторопностью малыша, потому что опаздывает на важную встречу или когда он демонстрирует разочарование неспособностью понять задание, потому слишком устал в конце дня.

Для развития способности саморегулирования эмоций важны предсказуемые, логически вытекающие из действий, последствия, потому что именно они дают ребенку чувство безопасности.

Основной принцип совместного регулирования: мы не можем научить наших детей регулировать свои эмоции, если мы сами не можем этого делать и не последовательны в своих действиях.

Совместное регулирование предполагает, что мы сосредоточимся и будем развивать собственную способность к саморегулированию, прежде чем станем ожидать этого от наших детей.

Что можно сделать для развития совместной регуляции?

  • Заранее планируйте свои реакции на стрессовые взаимодействия, чтобы они были предсказуемыми и эффективными, а не реактивными.
  • Обращайте внимание ребенка на свои эмоциональные состояния и те способы саморегуляции, к которым вы прибегаете.
  • Используйте социальные истории, чтобы ребенку были понятны все причинно-следственные связи между триггерами, реакциями и последствиями.
  • Создайте благоприятные условия для успешного саморегулирования (своего и ребенка).
  • Следите за удовлетворенностью своих базовых, витальных потребностей, чтоб иметь внутренний ресурс для саморегулирования в сложных ситуациях.
  • И самое главное, не ругайте себя, если в какой то момент вы допустили ошибку и отреагировали не так, как планировали. Проанализируйте ситуацию и выясните причину того, что вам помешало. Извинитесь перед ребенком. Такие ситуации тоже могут стать хорошим опытом для него, опытом принятия своих ошибок, смелости их признавать и исправлять. Не требуйте от себя идеальности и научитесь извлекать пользу даже из своих ошибок и неприятных ситуаций.

С нами сотрудничают

ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.