Социальные навыки ребенка с РАС
Социальные навыки помогают человеку взаимодействовать с окружающими, сообщать о своих потребностях, вести беседы, выбирать уместное поведение и обретать друзей.
Долгое время считалось, что дети с РАС – асоциальны, у них нет потребности в общении. Но это не так. Их отстраненность объясняется не столько отсутствием потребности в контактах, сколько дефицитом социальных навыков, из-за чего они лишены возможности строить отношения и взаимодействовать с другими людьми.
Какие факторы влияют на возникновение проблем с социальными навыками?
- Задержка речевого развития.
- Неспособность считывать невербальные сигналы.
- Трудности с пониманием речи.
- Неумение выражать свои эмоции и понимать эмоции других людей.
- Непонимание шуток.
- Неумение строить беседу.
- Эхолалия.
- Сложность с понимание причинно-следственных связей в отношениях.
В отличие от нейротипичных сверстников, ребёнка с аутизмом приходится целенаправленно обучать социальным навыкам и усердно тренировать их. Он не может “нахвататься”, просто наблюдая за другими людьми.
Поэтому не надо ждать, когда ребенок созреет или дорастет сам. Надо включать обучающие стратегии, которые соответствуют возрасту ребенка и уровню его понимания, как только вы отследили наличие проблемы. Обычно это происходит на детской площадке, куда ребенок стремится всей душой, но подбежав к детям, вместо социально ожидаемого поведения, он начинает толкаться, отнимать игрушки или просто стимить.
Какие есть способы развить социальные навыки у ребенка?
- Работа со специалистом прикладного анализа поведения. Следует рассказать ему об обнаруженных дефицитах в социальных навыках и совместно сформулировать реалистичные на текущий момент цели, а он включит их в план вмешательства.
- Совместные игры с другими детьми. Это могут быть как настольные игры, так и подвижные. В процессе игры ребенок научается следовать правилам, соблюдать очередность, проявлять эмпатию (радоваться победам других и сопереживать их проигрышам) и взаимодействовать со сверстниками ради достижения совместной цели.
- Ролевые игры. Они могут научить ребенка ожидаемому поведению в определенных ситуациях. Например, как знакомиться с другими людьми, в каких случаях благодарить, что делать, если преподносят подарок и т.д.
- Социальные истории. Это один из самых действенных способов. Разложив ситуацию на фрагменты и подобрав к каждому из них картинку, на которой изображено определенное действие, можно объяснить ребенку, как ему следует вести себя. При помощи социальных историй можно отработать такие навыки, как: делиться с другими детьми игрушками, просить о помощи, благодарить, задавать интересующие вопросы, понимать эмоции других, выражать свои чувства, справляться с неожиданными изменениями.
Создавая социальные истории для ребенка позаботьтесь о том, чтоб:
– он узнавал в главном герое себя (это могут быть фотографии самого ребенка или рисунок, на котором изображен похожий мальчик или девочка),
– история была не перегружена информацией и решала одну конкретную проблему.
– в истории использовались понятный для ребенка язык и узнаваемые образы.
- Живой опыт. Любая среда предоставляет массу возможностей для развития социальных навыков. Главное не избегать их, а, наоборот, искать. Хорошим полем для тренировки может стать не только школа или детская площадка, но и поход в магазин, занятия спортом в группе сверстников, выезд на природу с друзьями, приглашение гостей. Следует использовать все возможности среды, но всегда с учетом готовности ребенка и его индивидуальных особенностей.
- Комфортная и располагающая среда. Ребенок будет готов развивать социальные навыки, если его не будут отвлекать тревоги и страхи. Поэтому, прежде чем начинать обучение, необходимо подготовить среду. Предупредить гостей о том, что может вывести ребенка из себя и какие фразы он вероятнее всего поймет. Сделать группу или класс комфортным для особого ученика. Предоставить ему доступ к ресурсной зоне. Подготовить одноклассников. Задействовать в работе над навыками интересы ребенка и привлекать людей, к которым он позитивно относится.
Социальные навыки – это то, что почти всегда страдает у детей с аутизмом, но, в то же время, это те навыки, которые можно освоить и они хорошо поддаются тренировке. Поэтому стоит начать работать над ними с раннего детства, уделяя внимание сначала очень простым взаимодействиям, но постепенно расширять его возможности, включая в обычную жизнь социума.