Социальные навыки
Социальные навыки — это такая область внимания, которой часто отводят особое место в рамках программы ABA.
Социальные навыки относятся к тому, как добиться наибольшего успеха в окружающей среде, как взаимодействовать с людьми. Социальные навыки — это не попытка заставить детей вести себя так, как мы хотим, или общаться таким образом, который мы определяем как «нормальный». На самом деле речь идет о том, чтобы помочь нашим ученикам преуспеть в среде, в которой они хотят быть, обучая их навыкам, которые им необходимы в этой среде. Таким образом, независимо от того, хотят ли дети иметь возможность заводить друзей или самостоятельно ездить на автобусе в магазин за продуктами, ABA может научить их этим навыкам.
Существует так много того, что можно определить как социальные навыки. И для составления программы следует, прежде всего, определиться с целевым поведением. Если есть возможность, то спросить у самого учащегося об его целях и попытаться поддержать его, обучая навыкам социальной грамотности, которые помогут достичь их. Это могут быть разговорные навыки, жизненные (бытовыми) навыки, работа с личным пространством, гигиеной или навыки работы в коллективе. Все эти вещи действительно попадают в общую категорию социальных навыков. Часто ребята с РАС говорят, что просто хотят подружиться. Другие могут сказать, что не хотят ни с кем разговаривать. Они даже не хотят здороваться, потому что они не хотят отвечать потом на другие последующие вопросы, например, «Как дела?», «Чем занимаешься?» Поэтому так важно индивидуализировать программу социальных навыков, которая подходит именно вашему ученику.
В программе ABA мы используем следующие поведенческие цели:
- Очень специфичные по своему содержанию. Например, целью может быть «ответить взаимностью на приветствия от сверстников», а не «приветствия».
- Индивидуальные. Не у всех одни и те же цели, навыки различаются, поэтому следует программировать цели. Навыки, которым вы обучаете, должны выбираться и адаптироваться в соответствии с индивидуальными потребностями и желаниями учащегося.
- Наблюдаемые и измеримые. Например, «При приветствии сверстника ученик поворачивается всем телом к сверстнику, машет рукой и здоровается». Каждый раз, когда это происходит, мы можем это увидеть и измерить.
Измерение поведенческих целей помогает определить, произошли ли изменения и эффективно ли то, что мы делаем. Единственный способ узнать, было ли наше обучение успешным, – это собрать конкретные данные ДО, ВО ВРЕМЯ и ПОСЛЕ процесса. Если целевое поведение увеличивается или уменьшается, то можно считать, что обучение идет успешно (при условии, что нет других искажающих факторов).
Предварительные навыки, необходимые для обучения социальным навыкам
Если мы говорим о развитии социальных навыков, то оно происходит последовательно, как и при развитии любых других навыков. Очень важно развить те навыки, без которых социальные навыки не смогут сформироваться, чтобы в конечном итоге иметь возможность успешно взаимодействовать со сверстниками, если это то, что стоит у вас в цели. Это как нельзя научить ребенка ходить самостоятельно на горшок, если он не умеет сам снимать штаны.
Для развития социальных навыков ребенок должен уметь:
- Сообщать о потребностях и желаниях
- Следовать одношаговым инструкциям взрослых
- Подражать одношаговым действиям взрослых
- Имитировать одношаговые последовательности с объектами
- Реагировать на отсроченные последствия (т.е. поощрение предоставляется через определенный период времени, а не сразу после целевого поведения)
- Ждать спокойно
- Переходить от одной деятельности к другой и из одной среды в другую с минимальной помощью
- Проблемное поведение в контролируемой среде должно быть сведено к минимуму
Когда вы определили, что ваш ученик обладает всеми необходимыми предварительными навыками, вы должны использовать оценку социальных навыков, чтобы определить уровень навыков вашего ученика и соответствующим образом реализовать цели.
В следующих постах мы расскажем о том, какие типы навыков преподаются в программах социальных навыков как в индивидуальных, так и в групповых условиях и как как мы обучаем социальным навыкам в модели ABA (небольшой спойлер: мы используем Поведенческий тренинг навыка (Behavioral Skills Training – BST), следите за новыми постами, не пропустите!
Благодаря поддержке Фонда Президентских грантов, реализуемый проект «Развитие и поддержка инклюзивных подходов к организации обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, включая РАС, в Дальневосточном федеральном округе» дает возможность учителям и специалистам ДВФО получать эти и другие уникальные знания о работе с детьми с ОВЗ, включая РАС.