Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Системы альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) – обзор методов

У каждого человека должно быть право на эффективную коммуникацию. Если по каким-либо причинам устная речь не возникает или затруднена, на помощь приходят АДК. Что это такое?

Альтернативная коммуникация – средство общения, когда у человека отсутствует устная речь и вместо неё в качестве альтернативы используются другие виды коммуникации, не исключая при этом звучащую речь.

Дополнительная коммуникация используется как дополнительный способ общения при недостаточно развитой устной речи.

Средства АДК делятся на 3 категории:

– Низкотехнологичные – то, что не является гаджетами. Например, изображения на карточках, жесты, пиктограммы, графические символы.

– Среднетехнологичные – к ним зачастую относятся коммуникаторы

– Высокотехнологичные – коммуникативные программы для планшета или ПК, айтрекеры.
У детей с ОВЗ в подавляющем большинстве есть трудности с коммуникацией, поэтому ее развитие должно быть ключевым в любой образовательной программе. Стоит отметить, что коммуникация не равна устной речи. Например, ребенок может абсолютно изолированно от других людей пользоваться эхолалией. Но присутствует ли у него в данном случае коммуникация с кем-либо? Сомнительно. Главной целью АДК является функциональное общение с окружающими, возможность быть услышанным и понятым.

Основные виды АДК

Методика ПЕКС – это система обучения навыкам коммуникации для детей и взрослых с различными нарушениями развития. Часто используется обмен изображениями, но также могут применяться предметные стимулы или высокотехнологичные устройства. Распространенное заблуждение состоит в замене понятий ПЕКС и карточек как таковых. Использование карточек еще не говорит о том, что вы работаете по системе ПЕКС. В этой методике карточки являются скорее средством для формирования вербального поведения на основе теории в прикладном анализе поведения (ПАП). При этом разработан четкий протокол, по которому строится обучение. ПЕКС – не «просто картинки», а структурированная система коммуникации между слушателем и говорящим, доказавшая свою эффективность в многочисленных исследованиях.

ПЕКС направлена на формирование базовых коммуникативных умений для выражения просьб, желаний и потребностей человека. На более поздних этапах обучения при помощи ПЕКС можно общаться предложениями, вести диалог, доносить свои мысли, чувства и эмоции.

В процессе обучения уделяется внимание таким аспектам, как мотивация и проявление инициативы ученика, правильное использование подсказок с последовательным уходом от них и упор на развитие коммуникативных и речевых навыков.

Существуют некоторые ложные опасения по поводу ПЕКС. Можно услышать фразу, что «на ПЕКС ребенок не заговорит совсем». Но нет никаких доказательств, что система ПЕКС как-либо препятствует развитию речи. Многолетние исследования показывают обратное: использование средств АДК может даже способствовать появлению речи. Помимо прочего, ПЕКС положительно влияет на поведение и социальное взаимодействие у детей с РАС.

Жестовая коммуникация

Русский жестовый язык (РЖЯ) – национальная лингвистическая система, с собственной лексикой и грамматикой, с 2012 года считается государственным языком России. Жестовый язык не произведен от устного языка, поэтому его зовут первичным. Движения рук, головы и корпуса, а также мимика используются по определенным правилам в рамках системы. При изменении хотя бы одного из компонентов может исказиться смысл жеста и контекст информации. Жестовый язык от линейного словесного языка отличается использованием трехмерного пространства: за единицу времени в жестовом языке можно произнести одновременно несколько слов или выразить несколько смыслов. Это делает жестовый язык поистине многогранным.

Жестовые системы, такие как русский дактильный алфавит, являются вторичными, поскольку передают значение «слово в слово» как в устном языке. Зачастую их используют для людей слышащих, но имеющих сложности в коммуникации или речевом развитии.
Одним из примеров является метод коммуникации с опорой на жесты. Как правило, его вводят при достаточно сформированном понимании обращенной речи (импрессивная), но недостаточно развитыми навыками говорящего (экспрессивная).

Другие виды АДК

Макатон – мультимодальная языковая программа, в которой сочетаются жесты, символы и звучащая речь. Система адаптирована во многих странах, в том числе и в России. Отличается возможностью составить программу под индивидуальные особенности ребенка или взрослого, используется с широким спектром особенностей развития и нарушения коммуникации. Символы Макатон могут служить для разных целей: наименования чего-либо, для выражения желаний и мыслей, для составления рецепта и последовательности действий в расписании и т. д.

Блиссимволика – система языка, задуманная для облегчения общения между разными странами и языками по образцу китайской письменности. Но наибольшую распространенность имеет в работе с людьми с двигательными нарушениями. Символы строятся на основе аналогий или ассоциаций, состоят из различных геометрических форм и изображаются схематично, напоминая детский рисунок, благодаря чему его легко запомнить.

Как выбрать АДК?

Подбор АДК осуществляется в зависимости от способностей человека, его индивидуального профиля развития, сенсорных, моторных и речевых особенностей. АДК не стоит избегать, ведь так или иначе мы все пользуемся другими видами коммуникации. Особенного это заметно у туристов, которые приехали в страну, где не знают языка. Они ориентируются на знаки, карты, мимику, интонацию и жесты собеседника, иногда на голосовые девайсы. Эти способы помогают облегчить донесение информации, с помощью них люди обучаются по всему миру. Стоит ли напоминать, что при правильном использовании мы не разучились говорить, а скорее наоборот расширили наши возможности?

АДК помогают сделать коммуникацию более доступной и улучшить качество жизни, что проверено многолетней практикой в различных культурах, людьми разного возраста и нозологий. Также в случае ребенка, который пока не может говорить, но заслуживает право голоса. Самое лучшее, что возможно в общении – чувство, что тебя понимают.

С нами сотрудничают

ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.