Системы альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) – обзор методов
У каждого человека должно быть право на эффективную коммуникацию. Если по каким-либо причинам устная речь не возникает или затруднена, на помощь приходят АДК. Что это такое?
Альтернативная коммуникация – средство общения, когда у человека отсутствует устная речь и вместо неё в качестве альтернативы используются другие виды коммуникации, не исключая при этом звучащую речь.
Дополнительная коммуникация используется как дополнительный способ общения при недостаточно развитой устной речи.
Средства АДК делятся на 3 категории:
– Низкотехнологичные – то, что не является гаджетами. Например, изображения на карточках, жесты, пиктограммы, графические символы.
– Среднетехнологичные – к ним зачастую относятся коммуникаторы
– Высокотехнологичные – коммуникативные программы для планшета или ПК, айтрекеры.
У детей с ОВЗ в подавляющем большинстве есть трудности с коммуникацией, поэтому ее развитие должно быть ключевым в любой образовательной программе. Стоит отметить, что коммуникация не равна устной речи. Например, ребенок может абсолютно изолированно от других людей пользоваться эхолалией. Но присутствует ли у него в данном случае коммуникация с кем-либо? Сомнительно. Главной целью АДК является функциональное общение с окружающими, возможность быть услышанным и понятым.
Основные виды АДК
Методика ПЕКС – это система обучения навыкам коммуникации для детей и взрослых с различными нарушениями развития. Часто используется обмен изображениями, но также могут применяться предметные стимулы или высокотехнологичные устройства. Распространенное заблуждение состоит в замене понятий ПЕКС и карточек как таковых. Использование карточек еще не говорит о том, что вы работаете по системе ПЕКС. В этой методике карточки являются скорее средством для формирования вербального поведения на основе теории в прикладном анализе поведения (ПАП). При этом разработан четкий протокол, по которому строится обучение. ПЕКС – не «просто картинки», а структурированная система коммуникации между слушателем и говорящим, доказавшая свою эффективность в многочисленных исследованиях.
ПЕКС направлена на формирование базовых коммуникативных умений для выражения просьб, желаний и потребностей человека. На более поздних этапах обучения при помощи ПЕКС можно общаться предложениями, вести диалог, доносить свои мысли, чувства и эмоции.
В процессе обучения уделяется внимание таким аспектам, как мотивация и проявление инициативы ученика, правильное использование подсказок с последовательным уходом от них и упор на развитие коммуникативных и речевых навыков.
Существуют некоторые ложные опасения по поводу ПЕКС. Можно услышать фразу, что «на ПЕКС ребенок не заговорит совсем». Но нет никаких доказательств, что система ПЕКС как-либо препятствует развитию речи. Многолетние исследования показывают обратное: использование средств АДК может даже способствовать появлению речи. Помимо прочего, ПЕКС положительно влияет на поведение и социальное взаимодействие у детей с РАС.
Жестовая коммуникация
Русский жестовый язык (РЖЯ) – национальная лингвистическая система, с собственной лексикой и грамматикой, с 2012 года считается государственным языком России. Жестовый язык не произведен от устного языка, поэтому его зовут первичным. Движения рук, головы и корпуса, а также мимика используются по определенным правилам в рамках системы. При изменении хотя бы одного из компонентов может исказиться смысл жеста и контекст информации. Жестовый язык от линейного словесного языка отличается использованием трехмерного пространства: за единицу времени в жестовом языке можно произнести одновременно несколько слов или выразить несколько смыслов. Это делает жестовый язык поистине многогранным.
Жестовые системы, такие как русский дактильный алфавит, являются вторичными, поскольку передают значение «слово в слово» как в устном языке. Зачастую их используют для людей слышащих, но имеющих сложности в коммуникации или речевом развитии.
Одним из примеров является метод коммуникации с опорой на жесты. Как правило, его вводят при достаточно сформированном понимании обращенной речи (импрессивная), но недостаточно развитыми навыками говорящего (экспрессивная).
Другие виды АДК
Макатон – мультимодальная языковая программа, в которой сочетаются жесты, символы и звучащая речь. Система адаптирована во многих странах, в том числе и в России. Отличается возможностью составить программу под индивидуальные особенности ребенка или взрослого, используется с широким спектром особенностей развития и нарушения коммуникации. Символы Макатон могут служить для разных целей: наименования чего-либо, для выражения желаний и мыслей, для составления рецепта и последовательности действий в расписании и т. д.
Блиссимволика – система языка, задуманная для облегчения общения между разными странами и языками по образцу китайской письменности. Но наибольшую распространенность имеет в работе с людьми с двигательными нарушениями. Символы строятся на основе аналогий или ассоциаций, состоят из различных геометрических форм и изображаются схематично, напоминая детский рисунок, благодаря чему его легко запомнить.
Как выбрать АДК?
Подбор АДК осуществляется в зависимости от способностей человека, его индивидуального профиля развития, сенсорных, моторных и речевых особенностей. АДК не стоит избегать, ведь так или иначе мы все пользуемся другими видами коммуникации. Особенного это заметно у туристов, которые приехали в страну, где не знают языка. Они ориентируются на знаки, карты, мимику, интонацию и жесты собеседника, иногда на голосовые девайсы. Эти способы помогают облегчить донесение информации, с помощью них люди обучаются по всему миру. Стоит ли напоминать, что при правильном использовании мы не разучились говорить, а скорее наоборот расширили наши возможности?
АДК помогают сделать коммуникацию более доступной и улучшить качество жизни, что проверено многолетней практикой в различных культурах, людьми разного возраста и нозологий. Также в случае ребенка, который пока не может говорить, но заслуживает право голоса. Самое лучшее, что возможно в общении – чувство, что тебя понимают.