Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

СДВГ и аутизм. Есть ли разница?

На сегодняшний день, СДВГ и аутизм считаются отдельными расстройствами развития, у которых могут наблюдаться общие симптомы, но они имеют ключевые различия.

В МКБ 11 СДВГ и аутизм относятся к одной группе нейроонтогенетических расстройств, однако представлены они, как два разных диагноза с разными шифрами и специфическими диагностическими критериями: Расстройство аутистического спектра (6А02) и СДВГ (6А05).

Что такое СДВГ?

СДВГ довольно распространенное нарушение развития. Он встречается у 8,4% детей и 2,5% взрослых. Мальчикам диагноз СДВГ ставится примерно в пять (и более) раз чаще, чем девочкам. СДВГ рассматривается, как стойкий и хронический синдром, однако, считается, что около 30% детей с этим расстройством “перерастают” его или приспосабливаются к нему по мере взросления настолько, что он перестает негативно влиять на качество жизни.

Дети с СДВГ испытывают трудности с концентрацией вниманием, избыточной двигательной активностью, импульсивностью и контролем над собственными реакциями. Для постановки диагноза необходимо, чтоб симптомы наблюдались не менее 6 месяцев и начало расстройства приходилось на возраст до 7 лет.

Что такое аутизм?

Аутизм, в МКБ 11, относят к расстройству аутистического спектра (РАС). Согласным данным центра по контролю и профилактике заболеваний в США на 2021 год из 54 детей 1 ребенок получает диагноз РАС. У мальчиков РАС диагностируется в 4 раза чаще, чем у девочек.

Расстройство аутистического спектра – это нарушение развития, которое характеризуется серьезными трудностями в социальной и коммуникативной сфере, а также поведенческими проблемами. В каждом случае глубина нарушений разная, есть дети, которым на протяжении всей жизни нужна будет поддержка, а есть и те, кто хорошо адаптируется и во взрослом возрасте сможет вести независимую жизнь.

Диагностировать аутизм можно начиная с 18 месяцев. Обычно к трем годам у врачей не остается сомнений и диагноз выставленный в этом возрасте достоверен.

В чем разница?

У детей младшего возраста СДВГ и аутизм могут иметь схожие черты. Однако следует обращать внимание на различия.

Дети с СДВГ с трудом могут удерживать внимание на одном объекте в течение даже непродолжительного времени, они очень легко отвлекаются.

Дети с РАС напротив, “зацикливаются” на интересующих их вещах и им сложно переключать внимание, так как они целиком и полностью поглощены в значимый для них процесс. При этом, им может быть трудно сосредоточится на том, что не является предметом их интереса.

Некоторые дети с РАС преуспевают в математике, естественных науках, музыке, рисовании. Они глубоко погружаются в тему и могут уделять этому много времени. В то время, как ребенку с СДВГ сложно концентрироваться на одном предмете, из-за чего и возникают обычно сложности с освоением академических знаний.

Коммуникативные трудности наиболее характерны для аутизма, но бывают и у детей с СДВГ, хотя проявляются они по разному. Дети с аутизмом не используют при общении жесты, избегают зрительного контакта, зацикливаются на одной теме в разговоре, не умеют выражать свои эмоции и мысли, не инициируют взаимодействие, не считывают контекст, не учитывают настроение и состояние коммуникативного партнера.

Дети с СДВГ могут много очень говорить, при этом перебивать других, оставлять за собой последнее слово в разговорах, не замечать, как их слова влияют на собеседника.

Значительная разница наблюдается и в отношении к структуре и порядку. Аутичные дети стремятся к рутине, ритуалам, заранее определенному порядку и повторяемости. В то время, как дети с СДВГ напротив, нуждаются в постоянных изменениях, не терпят однообразия и быстро теряют интерес в повторяющихся ситуациях.

Ребенок может соответствовать критериям обоих расстройств и тогда врачи будут ставить оба диагноза одновременно. Около 14% детей с СДВГ имеют также расстройство аутистического спектра.

Несмотря на разницу, стоит отметить, что первой линией помощи детям с РАС и СДВГ является поведенческая терапия.

С нами сотрудничают

Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.