СДВГ и аутизм. Есть ли разница?
На сегодняшний день, СДВГ и аутизм считаются отдельными расстройствами развития, у которых могут наблюдаться общие симптомы, но они имеют ключевые различия.
В МКБ 11 СДВГ и аутизм относятся к одной группе нейроонтогенетических расстройств, однако представлены они, как два разных диагноза с разными шифрами и специфическими диагностическими критериями: Расстройство аутистического спектра (6А02) и СДВГ (6А05).
Что такое СДВГ?
СДВГ довольно распространенное нарушение развития. Он встречается у 8,4% детей и 2,5% взрослых. Мальчикам диагноз СДВГ ставится примерно в пять (и более) раз чаще, чем девочкам. СДВГ рассматривается, как стойкий и хронический синдром, однако, считается, что около 30% детей с этим расстройством “перерастают” его или приспосабливаются к нему по мере взросления настолько, что он перестает негативно влиять на качество жизни.
Дети с СДВГ испытывают трудности с концентрацией вниманием, избыточной двигательной активностью, импульсивностью и контролем над собственными реакциями. Для постановки диагноза необходимо, чтоб симптомы наблюдались не менее 6 месяцев и начало расстройства приходилось на возраст до 7 лет.
Что такое аутизм?
Аутизм, в МКБ 11, относят к расстройству аутистического спектра (РАС). Согласным данным центра по контролю и профилактике заболеваний в США на 2021 год из 54 детей 1 ребенок получает диагноз РАС. У мальчиков РАС диагностируется в 4 раза чаще, чем у девочек.
Расстройство аутистического спектра – это нарушение развития, которое характеризуется серьезными трудностями в социальной и коммуникативной сфере, а также поведенческими проблемами. В каждом случае глубина нарушений разная, есть дети, которым на протяжении всей жизни нужна будет поддержка, а есть и те, кто хорошо адаптируется и во взрослом возрасте сможет вести независимую жизнь.
Диагностировать аутизм можно начиная с 18 месяцев. Обычно к трем годам у врачей не остается сомнений и диагноз выставленный в этом возрасте достоверен.
В чем разница?
У детей младшего возраста СДВГ и аутизм могут иметь схожие черты. Однако следует обращать внимание на различия.
Дети с СДВГ с трудом могут удерживать внимание на одном объекте в течение даже непродолжительного времени, они очень легко отвлекаются.
Дети с РАС напротив, “зацикливаются” на интересующих их вещах и им сложно переключать внимание, так как они целиком и полностью поглощены в значимый для них процесс. При этом, им может быть трудно сосредоточится на том, что не является предметом их интереса.
Некоторые дети с РАС преуспевают в математике, естественных науках, музыке, рисовании. Они глубоко погружаются в тему и могут уделять этому много времени. В то время, как ребенку с СДВГ сложно концентрироваться на одном предмете, из-за чего и возникают обычно сложности с освоением академических знаний.
Коммуникативные трудности наиболее характерны для аутизма, но бывают и у детей с СДВГ, хотя проявляются они по разному. Дети с аутизмом не используют при общении жесты, избегают зрительного контакта, зацикливаются на одной теме в разговоре, не умеют выражать свои эмоции и мысли, не инициируют взаимодействие, не считывают контекст, не учитывают настроение и состояние коммуникативного партнера.
Дети с СДВГ могут много очень говорить, при этом перебивать других, оставлять за собой последнее слово в разговорах, не замечать, как их слова влияют на собеседника.
Значительная разница наблюдается и в отношении к структуре и порядку. Аутичные дети стремятся к рутине, ритуалам, заранее определенному порядку и повторяемости. В то время, как дети с СДВГ напротив, нуждаются в постоянных изменениях, не терпят однообразия и быстро теряют интерес в повторяющихся ситуациях.
Ребенок может соответствовать критериям обоих расстройств и тогда врачи будут ставить оба диагноза одновременно. Около 14% детей с СДВГ имеют также расстройство аутистического спектра.
Несмотря на разницу, стоит отметить, что первой линией помощи детям с РАС и СДВГ является поведенческая терапия.