Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Саморегуляция у детей с аутизмом

Саморегуляция – это ключевой навык ребенка, определяющий его развитие и социальное благополучие. Под саморегуляцией мы понимаем способность человека распознавать, отслеживать и управлять такими внутренними состояниями, как эмоции, импульсы, желания и поведение.

Нейротипичные дети постепенно развивают этот навык начиная с младенчества. Сначала они управляют своими действиями, направленными на обеспечение физического и сенсорного комфорта, а потом, по мере взросления и развития исполнительных функций и метакогнитивных навыков они научаются планировать, прогнозировать, ставить цели, делать выбор, контролировать себя,  использовать предыдущий опыт и рефлексировать.

Дети в расстройствами аутистического спектра, в силу своих особенностей развития, часто оказываются неспособны к этому.

Исследователи, изучавшие способность к саморегуляции у детей с аутизмом, обнаружили, что сложнее всего им регулировать эмоции. Также, они чаще демонстрируют плохо дифференцированные эмоциональные реакции и уплощенный или негативный аффект. 

Кроме того, было замечено, что дети с рас (к сожалению, то же можно сказать и про взрослых)  непоследовательны в выборе адаптивных стратегий, часто прибегают к “нетрадиционным” и неэффективным способам регулирования своих состояний и часто допускают повторяющиеся ошибки. 

Ученые связали эти характерные для аутичных людей особенности с нарушениями исполнительных функций, которые являются необходимым условием для саморегуляции.

В ходе исследования, они обнаружили, что на способность к саморегуляции имеет значительное влияние стресс, и предложили использовать четырехфазную модель, которую назвали “Стресс, саморегуляция и коммуникация” (stress, self-regulation and communication — SSC).

Ее суть заключается в следующем:

На первом этапе выявляются стрессоры, которые могут нарушать регуляцию поведения ребенка, а затем вырабатывается стратегии, уменьшающие влияние стресса и поддерживающие готовность к обучению. Этот этап предполагает активное сотрудничество между специалистами, работающими с ребенком и его членами семьи. Только в совместной работе можно понять какие стрессовые факторы лежат в основе нарушения саморегуляции.

Примеры стратегий первого этапа:

  • Менять среду,
  • Уменьшать когнитивную нагрузку,
  • Учитывать сенсорный профиль и снижать или насыщать сенсорные каналы ребенка,
  • Добавлять элементы предсказуемости,
  • Подтверждать право ребенка на разные эмоции,
  • Принимать во внимание намерение ребенка и т.д.

На втором этапе определяются,  развиваются и поддерживаются навыки, необходимые для саморегуляции. Особое внимание на этом этапе уделяется углублению понимания и использования обозначений ( при помощи слов, карточек PECS, жестов) своих эмоциональных состояний, а также пониманию того, какие эмоции могут испытывать другие люди.

Примеры стратегий второго этапа:

  • Привлекать детей к решению проблем,
  • Формировать словарь для саморегуляции,
  • Использовать совместное конструирование и т.д.

На третьем этапе, специалистам даются рекомендации, которые можно использовать при создании опорной структуры автономии у детей в процессе саморегуляции.

Примеры стратегий четвертого этапа:

  • Совместно создавать стратегии,
  • Использовать стратегический опрос,
  • Думать вслух и моделировать и т. д.

На последнем, четвертом этапе, у ребенка уже сформированы навыки саморегуляции и он успешно справляется с задачами по адаптации и регуляции своих состояний и действий.

Очень важно, обучая детей саморегулированию, учитывать индивидуальные, особенности и помогать им находить и использовать собственные стратегии, наиболее эффективные именно для них. Предложенная исследователями модель направлена на решение характерных проблем при расстройствах аутистического спектра, она помогает преодолеть сенсорные и поведенческие ограничения и расширяет возможности для обучения и улучшения навыков социального взаимодействия.

С нами сотрудничают

Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.