Саморегуляция у детей с аутизмом
Саморегуляция – это ключевой навык ребенка, определяющий его развитие и социальное благополучие. Под саморегуляцией мы понимаем способность человека распознавать, отслеживать и управлять такими внутренними состояниями, как эмоции, импульсы, желания и поведение.
Нейротипичные дети постепенно развивают этот навык начиная с младенчества. Сначала они управляют своими действиями, направленными на обеспечение физического и сенсорного комфорта, а потом, по мере взросления и развития исполнительных функций и метакогнитивных навыков они научаются планировать, прогнозировать, ставить цели, делать выбор, контролировать себя, использовать предыдущий опыт и рефлексировать.
Дети в расстройствами аутистического спектра, в силу своих особенностей развития, часто оказываются неспособны к этому.
Исследователи, изучавшие способность к саморегуляции у детей с аутизмом, обнаружили, что сложнее всего им регулировать эмоции. Также, они чаще демонстрируют плохо дифференцированные эмоциональные реакции и уплощенный или негативный аффект.
Кроме того, было замечено, что дети с рас (к сожалению, то же можно сказать и про взрослых) непоследовательны в выборе адаптивных стратегий, часто прибегают к “нетрадиционным” и неэффективным способам регулирования своих состояний и часто допускают повторяющиеся ошибки.
Ученые связали эти характерные для аутичных людей особенности с нарушениями исполнительных функций, которые являются необходимым условием для саморегуляции.
В ходе исследования, они обнаружили, что на способность к саморегуляции имеет значительное влияние стресс, и предложили использовать четырехфазную модель, которую назвали “Стресс, саморегуляция и коммуникация” (stress, self-regulation and communication — SSC).
Ее суть заключается в следующем:
На первом этапе выявляются стрессоры, которые могут нарушать регуляцию поведения ребенка, а затем вырабатывается стратегии, уменьшающие влияние стресса и поддерживающие готовность к обучению. Этот этап предполагает активное сотрудничество между специалистами, работающими с ребенком и его членами семьи. Только в совместной работе можно понять какие стрессовые факторы лежат в основе нарушения саморегуляции.
Примеры стратегий первого этапа:
- Менять среду,
- Уменьшать когнитивную нагрузку,
- Учитывать сенсорный профиль и снижать или насыщать сенсорные каналы ребенка,
- Добавлять элементы предсказуемости,
- Подтверждать право ребенка на разные эмоции,
- Принимать во внимание намерение ребенка и т.д.
На втором этапе определяются, развиваются и поддерживаются навыки, необходимые для саморегуляции. Особое внимание на этом этапе уделяется углублению понимания и использования обозначений ( при помощи слов, карточек PECS, жестов) своих эмоциональных состояний, а также пониманию того, какие эмоции могут испытывать другие люди.
Примеры стратегий второго этапа:
- Привлекать детей к решению проблем,
- Формировать словарь для саморегуляции,
- Использовать совместное конструирование и т.д.
На третьем этапе, специалистам даются рекомендации, которые можно использовать при создании опорной структуры автономии у детей в процессе саморегуляции.
Примеры стратегий четвертого этапа:
- Совместно создавать стратегии,
- Использовать стратегический опрос,
- Думать вслух и моделировать и т. д.
На последнем, четвертом этапе, у ребенка уже сформированы навыки саморегуляции и он успешно справляется с задачами по адаптации и регуляции своих состояний и действий.
Очень важно, обучая детей саморегулированию, учитывать индивидуальные, особенности и помогать им находить и использовать собственные стратегии, наиболее эффективные именно для них. Предложенная исследователями модель направлена на решение характерных проблем при расстройствах аутистического спектра, она помогает преодолеть сенсорные и поведенческие ограничения и расширяет возможности для обучения и улучшения навыков социального взаимодействия.