Самоповреждающее поведение у детей с аутизмом
К сожалению, самоповреждающее поведение довольно характерная для детей с расстройствами аутистического спектра проблема. Около трети особых семей сталкиваются с ней. Самоповреждающее поведение это не только источник угрозы для здоровья ребенка, но и мощнейший стрессовый фактор для его родителей.
Как дети с аутизмом могут причинять себе вред?
Ребенок может бить себя по голове кулаками или предметами, бросаться на пол, щипать и кусать себя, наносит удары по телу, выдергивать волосы, грызть ногти, расковыривать ранки и царапины. Такое поведение может быть демонстративным, когда оно сопровождается сильными эмоциональными реакциями и криком, но может быть и скрыто от глаз возможных наблюдателей.
Почему это происходит?
Как не парадоксально, но самоповреждающее поведение может быть вызвано желанием успокоить себя или попытаться решить проблему, причиняющую сильный дискомфорт.
Его могут вызывать разные причины:
- Физическая боль,
- Невозможность сообщить о своей потребности,
- Страх, вызванный неопределенностью будущего,
- Страх, вызванный непониманием происходящего вокруг,
- Проблемы с обработкой сенсорной информации,
- Нереализованная потребность в общении из-за отсутствия навыков,
- Дефицит внимания со стороны значимых людей,
Что с этим делать?
В первую очередь, и бывалые родители знают об этом, необходимо начать вести дневник наблюдений. Фиксация всех эпизодов самоповреждающего поведения, предшествующих факторов и последующих событий позволит установить истинную причину. Согласитесь, ведь не зная, что именно вызывает неприемлемое поведение, мы вряд ли сможем его изменить.
Для каждой причины будет своя стратегия изменений поведения.
Например, если ребенок причиняет себе вред из-за физической боли, нашей задачей будет устранить физиологическую проблему и обучить его навыку сообщать о боли и дискомфорте в теле.
Если причина в том, что ребенок не может сообщить о своих желаниях и потребностях – мы фокусируемся на обучении именно этим навыкам и, если ребенок невербален, внедряем альтернативную систему коммуникации.
Проблему страхов в большинстве случаев решают визуальное расписание и социальные истории.
Если ребенок использует самоповреждающее поведение, чтоб справится с сенсорными проблемами, то мы будем искать пути сенсорного насыщения для ребенка, у которого есть дефициты и использовать стратегию минимизации раздражающих стимулов и постепенной десенсибилизации для малыша, у которого случаются перегрузки.
Самоповреждающее поведение вызванное острой потребностью в общении или внимании изменяется по мере освоения ребенком навыков, позволяющих ему строить коммуникацию и привлекать к себе внимание социально приемлемыми способами.
Все эти стратегии разрабатываются на основе законов поведения и используют такие, доказавшие свою эффективность методики, как гашение, подсказки, поощрения, обобщения, переключение внимания и т.д. На сегодняшний день, с этими задачами хорошо справляются вмешательства, основанные на прикладном анализе поведения (АВА).
Пока вы реализуете стратегии, направленные на устранение самоповреждающего поведения, для сохранения безопасности ребенка и предоставления ему необходимой в моменте помощи, вам могут понадобиться специальные шлемы, наушники, очки, специальная одежда, утяжеленные жилеты и одеяла. Используйте любые возможности, чтоб обезопасить ребенка и избавить его от мучительного дискомфорта.
Кроме всего вышесказанного, родители могут воспользоваться вспомогательными стратегиями: вовлечь ребенка в активные занятия спортом, обучить дыхательным и релаксационным упражнениям.
Самоповреждающее поведение может быть очень опасным для ребенка, поэтому важно обратиться к специалистам как можно раньше, пока оно не превратилось в привычный поведенческий паттерн и единственную возможность решать свои внутренние проблемы.