Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Руководство по организации полноценного питания для детей с РАС

Руководство по организации полноценного питания для детей с РАС

ПРОБЛЕМЫ (которые требуют вмешательства):

  1. Рацион ребенка состоит из менее, чем 15 продуктов.
  2. Полностью отсутствует одна или более групп продуктов.
  3. По мере взросления ребенок не набирает вес и плохо растет или, наоборот, имеет избыточный вес.
  4. Повышенное газообразование, отрыжка, хронические запоры или диарея.
  5. Употребление в пищу несъедобных предметов.
  6. Есть аллергические проявления (высыпание, шелушение, покраснение) на коже.
  7. Отказ сидеть за столом и потребление пищу только на ходу.
  8. Ребенок давится едой, постоянно поперхивается, не глотает, плюет, срыгивает.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Шаг 1: Собрать данные за 2-3 недели. Начать вести дневник питания: что, в каком количестве, когда и как ел ребенок. Какие были паузы между приемами пищи. От чего ребенок отказывался. Какая пища вызывала негативные реакции и как именно он реагировал. Кто присутствовал при приеме пищи. Что происходило в окружающей среде (играла музыка, работал телевизор, соседи делали ремонт и было слышно дрель, на улице шел сильный дождь, на плите варилось варенье и т. д.). Что происходило непосредственно до еды, а что сразу после.

Цель: выявить причины проблем с питанием, обнаружить какими способами ребенок пытается совладать с дискомфортом, найти триггеры и оценить достаточность или дефицитность рациона.

Шаг 2: Если в результате наблюдений и после оценки рациона, был выявлен дефицит питания, необходимо обратиться к врачу для проведения лабораторных исследований и получения назначений в виде пищевых добавок и витаминов.

Шаг 3: Если в результате наблюдений появились основания полагать, что у ребенка есть проблемы с желудочно-кишечным трактом, необходимо обратиться к гастроэнтерологу для получения консультации, проведения исследований и назначения лечения.

Шаг 4. Внедрить визуальное расписание, в котором будут четко определены периоды, когда ребенок ест. Завершать еду поощрением или предпочитаемой деятельностью, что, также, надо отразить в визуальном расписании. Этот метод эффективно работает и при перееданиях и при отказе от еды (в первом случае он помогает завершить трапезу, а во втором начать ее).

Шаг 5: Постараться исключить перекусы между основными приемами пищи. Это сложно, если в работе с ребенком используется пищевое подкрепление, но тем больше поводов находить другие мотивационные стимулы и более здоровые альтернативы чипсам и шоколадкам.

Шаг 6: Включить в игровую деятельность игры, связанные с едой (кормить кукол и животных, собирать игрушечные грибы и ягоды, готовить из них игрушечную еду, смотреть книжки про еду и про ее пользу и т. д.).

Шаг 7: Создать социальные истории о пользе тех или иных продуктов, для чего мы едим, почему нельзя недоедать и отказываться от пищи или, наоборот, съедать очень много.

Шаг 8: Если у ребенка были выявлены сенсорные проблемы, стоит поискать способы накормить его через изменение текстуры пищи, ее цвета и запаха, используя другие варианты приготовления и подачи. В то же время, надо работать над постепенной десенсибилизацией. Дети, на этом этапе, могут выплевывать еду, едва попробовав. Это нормальный процесс привыкания. Не стоит ругать их за это, напротив, лучше поощрять попытки пробовать что-то новое.

Шаг 9: Если результаты наблюдения показали, что отказ от еды связан с тем, что есть раздражающие факторы в окружающей обстановке — постараться изменить их, а если это невозможно, постепенно, также через десенсибилизацию, приучить к ним ребенка.

Шаг 10: Вовлекать детей в процесс приготовления еды. Создать свою книгу рецептов полезных и любимых блюд, которая в будущем поможет ребенку делать выбор в пользу более здоровой еды.

Шаг 11: Не ругать и не принуждать ребенка, если его пищевые привычки вас не устраивают. Действовать через мотивацию и управление его вниманием. Использовать подсказки и поощрения, а не наказания и требования.

Шаг 12: Он же первый. Пищевые привычки — это поведение. Никто не работает с поведением лучше, чем специалист прикладного анализа поведения. Стоит сообщить о своем желании решить эту проблему куратору, который составляет программу вмешательства и получить рекомендации.

С нами сотрудничают

ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.