Руководство по организации полноценного питания для детей с РАС
ПРОБЛЕМЫ (которые требуют вмешательства):
- Рацион ребенка состоит из менее, чем 15 продуктов.
- Полностью отсутствует одна или более групп продуктов.
- По мере взросления ребенок не набирает вес и плохо растет или, наоборот, имеет избыточный вес.
- Повышенное газообразование, отрыжка, хронические запоры или диарея.
- Употребление в пищу несъедобных предметов.
- Есть аллергические проявления (высыпание, шелушение, покраснение) на коже.
- Отказ сидеть за столом и потребление пищу только на ходу.
- Ребенок давится едой, постоянно поперхивается, не глотает, плюет, срыгивает.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Шаг 1: Собрать данные за 2-3 недели. Начать вести дневник питания: что, в каком количестве, когда и как ел ребенок. Какие были паузы между приемами пищи. От чего ребенок отказывался. Какая пища вызывала негативные реакции и как именно он реагировал. Кто присутствовал при приеме пищи. Что происходило в окружающей среде (играла музыка, работал телевизор, соседи делали ремонт и было слышно дрель, на улице шел сильный дождь, на плите варилось варенье и т. д.). Что происходило непосредственно до еды, а что сразу после.
Цель: выявить причины проблем с питанием, обнаружить какими способами ребенок пытается совладать с дискомфортом, найти триггеры и оценить достаточность или дефицитность рациона.
Шаг 2: Если в результате наблюдений и после оценки рациона, был выявлен дефицит питания, необходимо обратиться к врачу для проведения лабораторных исследований и получения назначений в виде пищевых добавок и витаминов.
Шаг 3: Если в результате наблюдений появились основания полагать, что у ребенка есть проблемы с желудочно-кишечным трактом, необходимо обратиться к гастроэнтерологу для получения консультации, проведения исследований и назначения лечения.
Шаг 4. Внедрить визуальное расписание, в котором будут четко определены периоды, когда ребенок ест. Завершать еду поощрением или предпочитаемой деятельностью, что, также, надо отразить в визуальном расписании. Этот метод эффективно работает и при перееданиях и при отказе от еды (в первом случае он помогает завершить трапезу, а во втором начать ее).
Шаг 5: Постараться исключить перекусы между основными приемами пищи. Это сложно, если в работе с ребенком используется пищевое подкрепление, но тем больше поводов находить другие мотивационные стимулы и более здоровые альтернативы чипсам и шоколадкам.
Шаг 6: Включить в игровую деятельность игры, связанные с едой (кормить кукол и животных, собирать игрушечные грибы и ягоды, готовить из них игрушечную еду, смотреть книжки про еду и про ее пользу и т. д.).
Шаг 7: Создать социальные истории о пользе тех или иных продуктов, для чего мы едим, почему нельзя недоедать и отказываться от пищи или, наоборот, съедать очень много.
Шаг 8: Если у ребенка были выявлены сенсорные проблемы, стоит поискать способы накормить его через изменение текстуры пищи, ее цвета и запаха, используя другие варианты приготовления и подачи. В то же время, надо работать над постепенной десенсибилизацией. Дети, на этом этапе, могут выплевывать еду, едва попробовав. Это нормальный процесс привыкания. Не стоит ругать их за это, напротив, лучше поощрять попытки пробовать что-то новое.
Шаг 9: Если результаты наблюдения показали, что отказ от еды связан с тем, что есть раздражающие факторы в окружающей обстановке — постараться изменить их, а если это невозможно, постепенно, также через десенсибилизацию, приучить к ним ребенка.
Шаг 10: Вовлекать детей в процесс приготовления еды. Создать свою книгу рецептов полезных и любимых блюд, которая в будущем поможет ребенку делать выбор в пользу более здоровой еды.
Шаг 11: Не ругать и не принуждать ребенка, если его пищевые привычки вас не устраивают. Действовать через мотивацию и управление его вниманием. Использовать подсказки и поощрения, а не наказания и требования.
Шаг 12: Он же первый. Пищевые привычки — это поведение. Никто не работает с поведением лучше, чем специалист прикладного анализа поведения. Стоит сообщить о своем желании решить эту проблему куратору, который составляет программу вмешательства и получить рекомендации.