Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Проблемы со сном у детей с аутизмом

В мае 2021 года Общество исследователей сна опубликовало лонгитюдное исследование, в котором показало связь между проблемами сна у детей с аутизмом в раннем детстве и их плохой способностью к регуляции поведения в школьном возрасте.

Более 80% детей с рас имеют нарушения сна. И если принять полученные в ходе исследования результаты, почти все они могут испытывать поведенческие проблемы, которые скажутся на успешности социализации.

Получается, что помимо всем известных фактов о влиянии качества сна на общее состояние здоровья, есть еще один, очень важный, аспект: то, насколько хорошо ребенок спит, определяет то, насколько хорошо он сможет регулировать свое поведение по мере взросления.

Ученые и раньше предполагали, что нарушения сна в раннем детстве препятствуют здоровому развитию мозга и, возможно, усугубляют проявления аутизма. Однако, именно в этом исследовании впервые рассмотрели связь между качеством сна у детей с аутизмом и набором когнитивных навыков, которые включает способность контролировать собственное поведение. Что интересно, есть более ранние исследования**, изучавшие влияние проблем со сном у нейротипичных детей на их нейроповеденческое функционирование, и в них также выявлена прямая взаимосвязь.

Команда Общества исследователей сна проанализировала данные 217 детей с аутизмом начиная с 2005 года. Они оценили проблемы со сном с помощью опросника, который заполнили родители сначала, когда малышам было от 2 до 4 лет, а потом повторили его через 3 года.

Далее, исследователи оценили исполнительное функционирование этих детей в более позднем возрасте, между 7 и 12 годами, используя анкеты, которые заполняли учителя.

Было обнаружено, что чем серьезнее проблемы со сном в раннем детстве, тем хуже ребенок может регулировать свое поведение. Интересно, что у детей, которым требовалось много времени, чтобы заснуть в возрасте от 2 до 4 лет, через четыре года демонстрировали лишь легкие трудности с регуляцией поведения. Однако у детей, которые засыпали с трудом в возрасте 6 или 7 лет, через год имели серьезные трудности с регуляцией поведения.

С одной стороны, это исследование не подтверждает причинно-следственную связь между сном и поведенческими проблемами, с другой, оно указывает, на то, что проблемы со сном предшествуют появлению проблем регуляции поведения у детей с рас.

Связь сна и аутизма изучается учеными уже давно, однако какие механизмы связывают сон, развитие мозга и аутизм пока остается неизвестным.

В любом случае, нам родителям, необходимо уделить внимание тому, как наши дети с аутизмом спят и приложить усилия к решению их проблем со сном. Следует соблюсти все рекомендации специалистов и создать условия, в которых ребенок сможет хорошо высыпаться.

Ниже привожу некоторые их них:

  1. Физическая активность в течение дня.
  2. Ограничение потребления жидкости за 3 часа до сна.
  3. Прогулка перед сном.
  4. Отказ от плотных ужинов вечером и ограничение простых углеводов в течение дня.
  5. Прием мелатонина перед сном (только по назначению врача!).
  6. Полная темнота в спальне (blackout шторы).
  7. Ограничение потребления шоколада, кофеиносодержащих и бодрящих напитков.
  8. Исключение использования гаджетов за 2 часа до сна, да и в целом, ограничение экранного времени в течение дня.
  9. Режим сна. Засыпать и просыпаться нужно в одно и то же время.
  10. Включение в меню ужина тыквенных семечек, киви, вишни и травяных успокаивающих чаев. Это те продукты, которые помогают либо успокоению, либо выработке мелатонина.
  11. Использование утяжеленного одеяла и берушей.
  12. Легкий массаж всего тела перед сном.

С нами сотрудничают

Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.