Поведенческий тренинг навыка (Behavioral Skills Training – BST)
Как мы обозначали раньше, комплексная программа обучения социальным навыкам учащихся с РАС включает следующие ключевые моменты:
- структура, рутина и предсказуемость;
- четкое и индивидуальное обучение;
- визуальные опоры;
- повторение ключевых понятий и лексики;
- управляемая практика в процессе обучения;
- ролевая игра и обсуждение;
- условное подкрепление;
- регулярное тестирования текущего уровня развития навыка для своевременной адаптации вмешательства.
Существует множество эффективных методик развития социальных навыков, многие из которых с доказанной эффективностью. Часто используется целый «набор» вмешательств, который включает подкрепление, подсказки, моделинг. Обучение проводится в индивидуальной форме, в парах и малых группах. Мы же предлагаем подробнее познакомиться с таким методом как Поведенческий тренинг навыка (можно встретить иной вариант – Тренинг навыков поведения).
Этот метод представляет собой четырехступенчатую процедуру обучения новым навыкам, включающую следующие шаги (Miltenberger, 2004):
Обучение (инструкция) => Моделирование => Репетиция => Обратная связь.
Рассмотрим каждый шаг более подробно.
Шаг 1: Инструкция (обучение). Опишите целевой навык в устной или письменной (визуальной, графической) форме (описание может включать анализ задачи, т.е. поэтапное, последовательное представление навыка): учитель должен объяснить учащемуся, что он должен сделать. К сожалению, иногда специалисты начинают и заканчивают процесс обучения на данном шаге, например, говорят: «Ну, я говорил, что делать раз 8, но он(а) все равно этого не делает!» Эффективное обучение включает в себя больше, чем просто команды.
Шаг 2: Моделирование. Этот шаг ПОКАЗЫВАЕТ человеку, что делать. Важно смоделировать навык с реальным учащимся в реальной среде (или в максимально возможном приближении). Обязательно потренируйтесь до беглости, прежде чем моделировать навык. Визуальная поддержка и видеомоделирование могут дополнительно способствовать этому шагу.
Шаг 3: Репетиция. Помимо моделирования, приобретение навыков требует, чтобы инструкция предоставляла учащемуся возможность практиковаться под наблюдением. Очень важно практиковать новые модели поведения в ролевой игре, а затем в реальной ситуации, чтобы обеспечить не только мастерство, но и беглость. Оставаться на данном шаге следует до тех пор, пока учащийся не продемонстрирует полное освоение навыка.
Шаг 4: Обратная связь. Иногда обратная связь может быть пропущена из-за нехватки времени. Однако этот шаг имеет решающее значение для улучшения набора навыков. Если возможно, немедленно исправьте ошибки, пока ученик еще может изменить поведение. Активно используйте похвалу (поддерживающая обратная связь) перед корректирующей обратной связью (сначала похвалили, потом указали на недостатки).
Поддерживающая обратная связь используется, чтобы сообщить человеку, что он сделал правильно.
Корректирующая обратная связь используется, чтобы сообщить человеку, что ему нужно сделать, чтобы правильно выполнить навык или поведение. Не ждите, пока вся процедура будет завершена, чтобы исправить ошибку на первом этапе, иначе ученик может освоить неправильный навык, практикуя его неправильно.
Обратная связь может даваться с задержкой, графически, устно или в различных комбинациях.
Если навык так и не сформирован, то возвращаемся на Шаг 2. Если же он сформирован, то после Шага 4 следует перейти к генерализации навыка.
Вот и вся процедура! BST учит человека, что делать в определенных условиях или обстоятельствах. Он предполагает как обучение по образцу, так и большое количество практики, чтобы учащийся мог свободно владеть навыками и был более последовательным.
На самом деле, BST – это комплексный подход, который можно использовать для обучения широкому спектру навыков и моделей поведения для разных людей (Ward-Horner & Sturmey, 2012), не только для развития социальных навыков. Было доказано, что BST эффективен при обучении студентов, учителей, специалистов и т.д. (Gianoumis, Seiverling, & Sturmey, 2012). При этом, эффективность BST часто измеряется по критерию приобретения навыка, а не по потраченному на развитие навыка времени.
✔️ Проект «Развитие и поддержка инклюзивных подходов к организации обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, включая РАС, в Дальневосточном федеральном округе» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.