Нетипичные речевые паттерны у детей с аутизмом
Приложив массу усилий, перелопатив тонны информации, отзанимавшись много часов со специалистами и сломав себе язык от многократных повторений, мы наконец добиваемся от ребенка с аутизмом долгожданных слов. Ура! Казалось бы, вот он счастливый момент, теперь можно почивать на лаврах и пожинать плоды своих трудов. Однако, появление речи у детей с аутизмом говорит нам лишь о выходе на новый, очень интересный, но непростой этап работы.
Нейротипичные люди даже не замечают, что их речь не ограничивается произнесением звуков в определенной последовательности. Наша речь изобилует тонкими нюансами, значение имеют, конечно же, вложенный в слова смысл, но также и тон, и интонация, и темп, и громкость.
У аутичных же детей часто бывают нарушены (такие естественные для нас) речевые паттерны, и это становится барьером на пути к успешному социальному взаимодействию и построению функциональной коммуникации.
Какие нарушения речевых паттернов можно наблюдать у детей с аутизмом?
- Нарушения в просодии
Просодия — это дополнительные фонетические средства речи, такие как: тон, интонация, ритм, ударение, интенсивность, высота. Обычно, именно при помощи этих акцентов в речи мы выражаем свое эмоциональное состояние, передаем скрытый смысл, шутим. Человек с аутизмом, имея нарушения просодии, говорит монотонно или интонационно странно и воспринимается собеседниками, как бесчувственный, незаинтересованный, скучный или даже агрессивный. Ученые связывают дефициты просодических навыков с исполнительным функционированием ребенка в спектре.
- Эхолалия
Эхолалия — частый спутник аутизма и выражается она в автоматическом повторении ранее услышанных слов или фраз. Разделяют немедленную эхолалию (ребенок сразу же повторяет за говорящим) или отсроченная (ребенок воспроизводит фразы через некоторое, иногда довольно продолжительное, время), а также полную или частичную. Ребенок с рас может прибегать к эхолалии по разным причинам: самостимуляция, выражение эмоций, попытки коммуникации или удовлетворения потребностей.
- Идиосинкразическая речь
Идиосинкразия — это использование обычных слов или фраз необычным образом. Ребенок с аутизмом вкладывает в используемые слова свой смысл, который не соответствует общепринятому. Это, безусловно, влияет на способность ребенка взаимодействовать с другими людьми. Чем больше идиосинкразии в его речи, тем он менее понятен окружающим.
- Неологизмы
Неологизмы — это слова, не существующие в языке, на котором говорит ребенок. Он сам их конструирует. Различают пассивные неологизмы — это бессмысленные звукосочетания и активные — имеющие определенный смысл для говорящего.
Они выполняют для ребенка индивидуально-семантическую, смысловую или звуковую функцию.
- Неправильное использование местоимений и окончаний
Личные местоимения — это сложные абстрактные конструкции которые не могут быть освоены ребенком не в ходе прямой имитации. Для верного употребления местоимений, а следом и падежей, необходимо понимание социальных ролей в коммуникации. Сложности в использовании местоимений связывают с задержкой формирования сознания собственного «Я» у детей с аутизмом.
- Вербальные ритуалы
Вербальные ритуалы — это определенная последовательность слов в фразе, которой ребенок строго следует. Это один из видов повторяющегося поведения, иногда имеет навязчивый характер. Может ограничивать ребенка в общении, так как воспринимается окружающими, как странность и редко несет в себе коммуникативную функцию.
Все эти нарушения речевых паттернов затрудняют осмысленное общение, социальное взаимодействие и раскрытие потенциалов ребенка с аутизмом. Поэтому на новом этапе работы с речью целью должны стать: функциональность коммуникации, обогащение средств общения и их понятность для окружающих. Но, при этом, стоит обратить внимание на тонкость грани: нам не нужно делать аутичного ребенка максимально похожим на нейротипичного, нам нужно помочь ему стать более понятным для социума, чтобы он мог удовлетворять свои личные потребности.