Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Нетипичные речевые паттерны у детей с аутизмом

Приложив массу усилий, перелопатив тонны информации, отзанимавшись много часов со специалистами и сломав себе язык от многократных повторений, мы наконец добиваемся от ребенка с аутизмом долгожданных слов. Ура! Казалось бы, вот он счастливый момент, теперь можно почивать на лаврах и пожинать плоды своих трудов. Однако, появление речи у детей с аутизмом говорит нам лишь о выходе на новый, очень интересный, но непростой этап работы.

Нейротипичные люди даже не замечают, что их речь не ограничивается произнесением звуков в определенной последовательности. Наша речь изобилует тонкими нюансами, значение имеют, конечно же, вложенный в слова смысл, но также и тон, и интонация, и темп, и громкость.

У аутичных же детей часто бывают нарушены (такие естественные для нас) речевые паттерны, и это становится барьером на пути к успешному социальному взаимодействию и построению функциональной коммуникации.

Какие нарушения речевых паттернов можно наблюдать у детей с аутизмом?

  1. Нарушения в просодии

Просодия — это дополнительные фонетические средства речи, такие как: тон, интонация, ритм, ударение, интенсивность, высота. Обычно, именно при помощи этих акцентов в речи мы выражаем свое эмоциональное состояние, передаем скрытый смысл, шутим. Человек с аутизмом, имея нарушения просодии, говорит монотонно или интонационно странно и воспринимается собеседниками, как бесчувственный, незаинтересованный, скучный или даже агрессивный. Ученые связывают дефициты просодических навыков с исполнительным функционированием ребенка в спектре.

  1. Эхолалия

Эхолалия — частый спутник аутизма и выражается она в автоматическом повторении ранее услышанных слов или фраз. Разделяют немедленную эхолалию (ребенок сразу же повторяет за говорящим) или отсроченная (ребенок воспроизводит фразы через некоторое, иногда довольно продолжительное, время), а также полную или частичную. Ребенок с рас может прибегать к эхолалии по разным причинам: самостимуляция, выражение эмоций, попытки коммуникации или удовлетворения потребностей.

  1. Идиосинкразическая речь

Идиосинкразия — это использование обычных слов или фраз необычным образом. Ребенок с аутизмом вкладывает в используемые слова свой смысл, который не соответствует общепринятому. Это, безусловно, влияет на способность ребенка взаимодействовать с другими людьми. Чем больше идиосинкразии в его речи, тем он менее понятен окружающим.

  1. Неологизмы

Неологизмы — это слова, не существующие в языке, на котором говорит ребенок. Он сам их конструирует. Различают пассивные неологизмы — это бессмысленные звукосочетания и активные — имеющие определенный смысл для говорящего.

Они выполняют для ребенка индивидуально-семантическую, смысловую или звуковую функцию.

  1. Неправильное использование местоимений и окончаний

Личные местоимения — это сложные абстрактные конструкции которые не могут быть освоены ребенком не в ходе прямой имитации. Для верного употребления местоимений, а следом и падежей, необходимо понимание социальных ролей в коммуникации. Сложности в использовании местоимений связывают с задержкой формирования сознания собственного «Я» у детей с аутизмом.

  1. Вербальные ритуалы

Вербальные ритуалы — это определенная последовательность слов в фразе, которой ребенок строго следует. Это один из видов повторяющегося поведения, иногда имеет навязчивый характер. Может ограничивать ребенка в общении, так как воспринимается окружающими, как странность и редко несет в себе коммуникативную функцию.

Все эти нарушения речевых паттернов затрудняют осмысленное общение, социальное взаимодействие и раскрытие потенциалов ребенка с аутизмом. Поэтому на новом этапе работы с речью целью должны стать: функциональность коммуникации, обогащение средств общения и их понятность для окружающих. Но, при этом, стоит обратить внимание на тонкость грани: нам не нужно делать аутичного ребенка максимально похожим на нейротипичного, нам нужно помочь ему стать более понятным для социума, чтобы он мог удовлетворять свои личные потребности.

С нами сотрудничают

Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.