Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Молчим и показываем…

Этот пост на самом деле посвящен двум проблемам, но почти всегда они происходят одновременно: инструкции подаются снова и снова, и при этом они некраткие и непонятные.

Происходит почти забавная причинно-следственная связь: чем больше специалист или родитель дает инструкцию ребенку, тем более и более неясной становится инструкция. Рассмотрим пример. Учитель пытается заставить ребенка дотронуться до карточки: «Хорошо, Коля, дотронься до лягушки…..Давай, дотронься до лягушки….Эй, ты смотришь? Коля……Коля?….Николай!…Николай, дотронься до лягушки…..Смотри, зеленая ЛЯГУШКА прямо здесь……Просто дотронься…..» и т. д., и т. п.

И это, поверьте, отнюдь не преувеличение!

Эти две проблемы, которые можно свести к одной (снова и снова излагать некраткие инструкции), являются следствием неверно выбранной стратегии, которая крайне неэффективна, независимо от того, есть ли у вашего ребенка аутизм или нет.

Человек с задержкой речевого развития (рецептивного или экспрессивного) вряд ли будет адекватно реагировать, когда инструкции предъявляются ему слишком быстро, в мешанине других слов или без какой-либо подсказки, помогающей ему понять, что он должен делать. Дети с задержкой или нарушениями восприятия речи могут с трудом понимать обращенную речь, абстрактные слова/термины, делать выводы, читать выражение лица и адекватно реагировать на разговорную речь.

Поэтому первое, что следует сделать, – научиться самим и научить родителей давать краткие инструкции. Кажется, это и так всем понятно, верно? Но часто получается, что это понятно, но не используется ни в классе, ни в повседневной жизни.

Есть несколько распространенных возражений, которые почти всегда появляются, когда мы начинаем работать над этим вопросом:

Возражение №1: «Но что, если он/она не услышал меня в первый раз?»

Возражение № 2: «Но я ЗНАЮ, что он/она может это сделать, поэтому я просто продолжаю спрашивать».

Возражение № 3. «Он/она не отвечает, пока я не закричу/не скажу «твердо».

А вот и прекрасные опровержения этим возражениям:

Опровержение № 1. Многие родители рассказывают во время первой встречи, что они уже проверяли слух своего ребенка, потому что, действительно, казалось, что ребенок не слышит. Но многие дети могут просто так хорошо игнорировать людей. Обязательно убедитесь, что слух ребенка работает нормально.

Опровержение № 2. Откуда вам знать, что она(а) знает? По тому, что он(а) показывает. Если ребенок демонстрирует непоследовательное поведение, то нельзя с уверенностью сказать, что он(а) знает и все понимает. В отсутствие последовательности нам следует относиться к такому поведению как к необученному навыку.

Опровержение № 3. Обычно на человека не нужно кричать, проявлять агрессию или делать что-то еще в этом роде, чтобы заставить его подчиниться. Как вы думаете, должен ли учитель ребенка кричать? А как же тьютор? И так же на ребенка должны давить и другие специалисты? Надеемся, что ваш ответ «нет», потому что для одного ребенка будет слишком много криков…И вообще, это неэтично. На самом деле это возражение говорит о том, что ребенок с течением времени был приучен к тому, чтобы знать, что мама/папа/учитель/специалист не имеют серьезных намерений, если только они не злятся и не угрожают. Наша цель состоит в том, чтобы ребенок понял, что вы настроены серьезно, еще до этого момента.

Теперь, когда вы хорошо понимаете, как НЕ давать инструкций, давайте перейдем к тому, что имеется в виду под стратегией «Молчим и показываем».

Небольшой трюк заключается в том, что, когда мы даем инструкцию, то следом запускаем в уме обратный отсчёт. Пример: «Коля, иди почисти зубы (1….2….3)». Как только мысленно вы дойдете до 3, это означает, что пришло время перейти от слов к делу. Как вы думаете, сколько времени будут давать другие дети ребенку на детской площадке, чтобы ответить на их вопрос? Сколько вы можете ждать, чтобы ребенок выполнил инструкцию в классе на групповом занятии? Если мы будем делать иначе, то все, чему мы научим ребенка – это нормально отвечать на вопрос на 4-й или 5-й раз после того, как человек задал его.

Итак, возвращаемся к первоначальной инструкции: «Коля, иди почисти зубы». Это краткая инструкция. Она говорит ребенку, что делать, используя простые и понятные слова. Теперь, когда дана полная краткая инструкция, нет нужды повторять ее. Вы хотите дать понять ребенку, что вам не нужно повторяться: вы знаете, что он вас услышал и что игнорирование инструкций не сработает для бОльшего привлечения вашего внимания. Вы не планируете этого делать, но усиливая вашу инструкцию после того, как ребенок проигнорировал первую, вы на самом деле уделяете ему ГОРАЗДО больше внимания (=подкрепляете) за то, что он игнорирует вас, чем за то, что он слушает ваши инструкции. 

Следующая (и более короткая) инструкция должна сочетаться с каким-либо типом подсказки. Покажите ребенку, что ему нужно делать, и не думайте, что он уже это знает. 

Итак, пример того, как все это работает:

  1. Привлеките внимание, прежде чем давать инструкции, убедитесь, что вы будете услышаны, например, подведите к разбросанным игрушкам: «Коля, убери игрушки» (Четкий, простой посыл с небольшим количество слов, необходимых ребенку для понимания. Как только вы произнесете инструкцию, запустите мысленный отчет).
  2. Когда отсчет до 3 закончен, а ребенок не начал выполнять инструкцию, то подойдите, чтобы ПОКАЗАТЬ ему, что делать: «Убери». (Оставайтесь спокойным. Используйте меньше слов, чем в первый раз. Помощь и подсказки не означают, что ребенок может полностью уклониться от следования инструкции – инструкцию выполняет он сам).
  3. Быстро переходите к подсказке, чтобы выполнить задачу. Сделайте краткое и нейтральное заявление: «Ты убрал/Уборка сделана/C уборкой всё!» (Продолжайте сохранять спокойствие. Избегайте нотаций о том, что ребенок не слушается. Используйте короткие, простые слова. ЕСЛИ бы ребенок немедленно подчинился, он получил бы похвалу и/или поощрение, поэтому на данном этапе не давайте ни того, ни другого).

Возможно, вы заметили еще один бонус в стратегии «Молчим и показываем»: она работает сразу после применения. Вы когда-нибудь использовали таймер или секундомер, чтобы узнать, сколько времени в день вы тратите на то, чтобы снова и снова повторять ребенку что-то? Большинство учителей, специалистов и родителей не осознают, сколько времени тратится впустую, когда каждая инструкция повторяется 5 или 6 раз, прежде чем ребенок отреагирует. 

Хотите знать еще больше эффективных и действенных стратегий в обучении? Записывайтесь на курсы ИПАП и становитесь крутым профессионалом!

С нами сотрудничают

Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.