Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Могут ли животные помочь моему ребенку с аутизмом?

Иногда врачи, выставляя ребенку диагноз расстройство аутистического спектра и давая рекомендации родителям, предлагают им завести животное.

Что говорит наука о влиянии животных на симптомы аутизма?

Изучением этой темы активно занимаются начиная с 2000-ых годов и нам сегодня доступно немало опубликованных работ о влиянии животных на людей с аутизмом. Однако, до сих пор нет достаточно достоверных и качественных исследований, которые бы не имели методологических недостатков и доказывали эффективность какого бы то ни было вида анималотерапии.

Значит ли это, что нужно отказаться от идеи привлекать животных к работе с детьми в спектре?

Конечно же, нет. Но прежде чем принимать решение, нужно четко понимать, что любая анималотерапия не должна стать заменой основному виду вмешательства, доказавшему свою эффективность, а выступать, как дополнительный развивающий фактор и возможность предоставить ребенку разносторонний опыт. 

Как животные могут помочь детям с аутизмом?

Мне, в свое время, тоже советовали завести собаку для сына и на долгие годы членом нашей семьи стала добрая, нежная, пугливая и терпеливая пуделиха Хильда. Она подарила Гиоргию бесценный опыт и то самое, безусловное принятие, которого так не хватает детям с особенностями. Однако, сегодня я понимаю, что завести дома собаку – это лишь один из множества способов привлекать животных к решению некоторых проблем у детей с аутизмом.

Лучшими терапевтическими животными являются млекопитающие. Они значительно опережают своих земноводных собратьев, птиц и рептилий в способности дать эмоциональную и физическую поддержку, а также обеспечить коммуникативный контакт.

Какое бы животное вы не выбрали, существует пять вариантов взаимодействия и работы с ними.

  1. Животные-поводыри. Обычно это собаки, определенных пород, прошедшие специальную индивидуальную подготовку. Несмотря на расхожее мнение, что собаки-поводыри нужны только незрячим людям, их активно привлекают для работы с негативными проявлениями аутизма. Служебная собака помогает аутичным людям ориентироваться в пространстве, избегать импульсивных аффективных реакций в стрессовых ситуациях, успокаиваться, а также обеспечивает безопасность, не позволяя им уйти и потеряться.
  2. Животные-терапевты. Их тоже индивидуально готовят к этой роли и обычно используют в общественных и медицинских учреждениях, где они способствуют налаживанию взаимодействия, социальному общению, успокоению, управлению эмоциями и помогают справиться со стрессом от медицинских вмешательств людям с аутизмом. Животные-терапевты снижают тревогу и решают многие сенсорные проблемы. Ими могут быть кошки, собаки, морские свинки, лошади.
  3. Животные эмоциональной поддержки. Они помогают людям с аутизмом справляться со стрессовыми ситуациями и регулировать свое эмоциональное состояние. Специально обученные собаки вовремя распознают приближающийся кризис, сдерживают агрессивное поведение, не позволяют причинять вред себе или окружающим и успокаивают.
  4. Домашние животные. Многим людям с аутизмом домашние животные позволяют получить опыт сочувствия, заботы, коммуникативной игры, принятия на себя ответственности. Однако мало просто завести дома собаку, кошку или хомячка и пустить дело на самотек. Необходимо продумать как будет вовлекаться ребенок во взаимодействие с животным, обучить его правильному поведению, включить в рутину дня элементы заботы и общения с питомцем.
  5. Иппотерапия. Она включает в себя и уход за лошадьми и верховую езду, способствует развитию социальных, интеллектуальных и эмоциональных навыков, учит выражать свои желания и учитывать потребности животных. Кроме того, это отличный способ физически развивать ребенка и вовлекать в социальную жизнь через участие в соревнованиях.

Затрону болезненную для многих тему, вынеся ее за пределы списка. Дельфинотерапия. Она действительно может благотворно влиять на детей с аутизмом, но для дельфинов это чрезмерный стресс, не говоря уже о том, что дикие животные содержится в неволе и чаще всего в неподобающих условиях. Не меньших (а возможно и больших, учитывая время проведенное с животными) положительных эффектов можно достичь работая с собаками и лошадьми, не нанося при этом непоправимый вред бедным дельфинам.

Несмотря на то, что у работы с животными много позитивных аспектов, необходимо учитывать индивидуальные характеристики ребенка, его физические и психологические особенности. Препятствием может стать и аллергия, и страхи, и повышенная чувствительность к шуму.

Также нельзя забывать о том, что животное в доме, даже если это специально обученная и подготовленная собака, – это еще один член семьи, требующий внимания и времени. Принимая решение, надо здраво оценить свои возможности совмещать воспитание особого ребенка и заботу о домашнем питомце.

С нами сотрудничают

Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.