Могут ли животные помочь моему ребенку с аутизмом?
Иногда врачи, выставляя ребенку диагноз расстройство аутистического спектра и давая рекомендации родителям, предлагают им завести животное.
Что говорит наука о влиянии животных на симптомы аутизма?
Изучением этой темы активно занимаются начиная с 2000-ых годов и нам сегодня доступно немало опубликованных работ о влиянии животных на людей с аутизмом. Однако, до сих пор нет достаточно достоверных и качественных исследований, которые бы не имели методологических недостатков и доказывали эффективность какого бы то ни было вида анималотерапии.
Значит ли это, что нужно отказаться от идеи привлекать животных к работе с детьми в спектре?
Конечно же, нет. Но прежде чем принимать решение, нужно четко понимать, что любая анималотерапия не должна стать заменой основному виду вмешательства, доказавшему свою эффективность, а выступать, как дополнительный развивающий фактор и возможность предоставить ребенку разносторонний опыт.
Как животные могут помочь детям с аутизмом?
Мне, в свое время, тоже советовали завести собаку для сына и на долгие годы членом нашей семьи стала добрая, нежная, пугливая и терпеливая пуделиха Хильда. Она подарила Гиоргию бесценный опыт и то самое, безусловное принятие, которого так не хватает детям с особенностями. Однако, сегодня я понимаю, что завести дома собаку – это лишь один из множества способов привлекать животных к решению некоторых проблем у детей с аутизмом.
Лучшими терапевтическими животными являются млекопитающие. Они значительно опережают своих земноводных собратьев, птиц и рептилий в способности дать эмоциональную и физическую поддержку, а также обеспечить коммуникативный контакт.
Какое бы животное вы не выбрали, существует пять вариантов взаимодействия и работы с ними.
- Животные-поводыри. Обычно это собаки, определенных пород, прошедшие специальную индивидуальную подготовку. Несмотря на расхожее мнение, что собаки-поводыри нужны только незрячим людям, их активно привлекают для работы с негативными проявлениями аутизма. Служебная собака помогает аутичным людям ориентироваться в пространстве, избегать импульсивных аффективных реакций в стрессовых ситуациях, успокаиваться, а также обеспечивает безопасность, не позволяя им уйти и потеряться.
- Животные-терапевты. Их тоже индивидуально готовят к этой роли и обычно используют в общественных и медицинских учреждениях, где они способствуют налаживанию взаимодействия, социальному общению, успокоению, управлению эмоциями и помогают справиться со стрессом от медицинских вмешательств людям с аутизмом. Животные-терапевты снижают тревогу и решают многие сенсорные проблемы. Ими могут быть кошки, собаки, морские свинки, лошади.
- Животные эмоциональной поддержки. Они помогают людям с аутизмом справляться со стрессовыми ситуациями и регулировать свое эмоциональное состояние. Специально обученные собаки вовремя распознают приближающийся кризис, сдерживают агрессивное поведение, не позволяют причинять вред себе или окружающим и успокаивают.
- Домашние животные. Многим людям с аутизмом домашние животные позволяют получить опыт сочувствия, заботы, коммуникативной игры, принятия на себя ответственности. Однако мало просто завести дома собаку, кошку или хомячка и пустить дело на самотек. Необходимо продумать как будет вовлекаться ребенок во взаимодействие с животным, обучить его правильному поведению, включить в рутину дня элементы заботы и общения с питомцем.
- Иппотерапия. Она включает в себя и уход за лошадьми и верховую езду, способствует развитию социальных, интеллектуальных и эмоциональных навыков, учит выражать свои желания и учитывать потребности животных. Кроме того, это отличный способ физически развивать ребенка и вовлекать в социальную жизнь через участие в соревнованиях.
Затрону болезненную для многих тему, вынеся ее за пределы списка. Дельфинотерапия. Она действительно может благотворно влиять на детей с аутизмом, но для дельфинов это чрезмерный стресс, не говоря уже о том, что дикие животные содержится в неволе и чаще всего в неподобающих условиях. Не меньших (а возможно и больших, учитывая время проведенное с животными) положительных эффектов можно достичь работая с собаками и лошадьми, не нанося при этом непоправимый вред бедным дельфинам.
Несмотря на то, что у работы с животными много позитивных аспектов, необходимо учитывать индивидуальные характеристики ребенка, его физические и психологические особенности. Препятствием может стать и аллергия, и страхи, и повышенная чувствительность к шуму.
Также нельзя забывать о том, что животное в доме, даже если это специально обученная и подготовленная собака, – это еще один член семьи, требующий внимания и времени. Принимая решение, надо здраво оценить свои возможности совмещать воспитание особого ребенка и заботу о домашнем питомце.