Каким навыкам обучают в программах социальных навыков?
Мы уже узнали, что же такое социальные навыки и какими навыками должен уже обладать ученик, чтобы приступить к работе с данными навыками. А теперь узнаем, какие конкретные действия относятся к социальным навыкам и в какой последовательности (от начальных – базовых через средние (промежуточные) до продвинутых) их рекомендуют формировать.
Итак, к начальным социальным навыкам относят следующие:
- запрашивает предметы у сверстников,
- отвечает взаимностью на приветствия сверстников,
- отдает и получает предметы от сверстников,
- подражает простым и сложным действиям сверстников (как вблизи, так и на расстоянии),
- имитирует игру со сверстниками,
- выполняет указания сверстников,
- по очереди с игрушками и простыми играми,
- позволяет делиться игрушками.
Промежуточные социальные навыки:
- просит помощи у сверстников,
- требует внимания от сверстников (например, «Посмотри», «Посмотри на меня», «Посмотри на это» и т. д.),
- располагается в пространстве с учетом положения других детей,
- участвует в играх на взаимодействие (включая комментирование действий сверстников),
- делится игрушками и другими вещами,
- принимает участие в ролевых играх,
- присоединяется к игре, которая уже идет,
- играет в подвижные игры со сверстниками (например, «Музыкальные стулья», «Заяц, заяц, сколько время?», «Ручеек» и т. д.)
- предлагает игрушки сверстникам (например, «Какую ты хочешь?», «Ты хочешь эту?», «Вот, пожалуйста!» и т. д.),
- начинает простой разговор (например, «Вам это нравится?», «Что вам больше всего нравится…?», «Угадайте, что?» и т. д.)
- навыки подготовки к школе (например, посещение, ожидание, переход, выполнение групповых инструкций, поднятие руки и т. д.).
Продвинутые социальные навыки:
- инициирует и поддерживает разговор,
- поддерживает тему разговора,
- использует соответствующие вербальные клише для смены темы,
- говорит только об уместных темах,
- прерывает собеседника приемлемым образом,
- ведет себя (или играет в ролевую игру) в соответствии с социальной ситуацией (например, в ресторане, в общественном транспорте, в продуктовом магазине и т. д.),
- инициирует игру (например, «Это так здорово, можно я поиграю?», «Посмотрите на это», «Можно посмотреть на это?» и т. д.),
- учитывает личное пространство собеседника,
- демонстрирует сотрудничество (например, четкое изложение идей, принятие/включение чужих идей, комментирование чужих идей и т. д.)
- выявляет поддразнивания (и знает, как с этим справиться)
- использует телефон, включая набор текстовых сообщений,
- принятие точки зрения (т. е. делает выводы о симпатиях и антипатиях других во время разговора, проявляет сочувствие и т. д.)
- совместно просматривает и успешно комментирует к фильму/YouTube-ролику/видеоигре/посту.
Программы социальных навыков ABA разбивают определенные сложные социальные навыки (например, делать что-то по очереди, разговаривать, обмениваться предметами и идеями, присоединяться к группе, работать с другими для достижения общей цели, понимать выражения лица, тона голоса и т. д.) на более мелкие компоненты, а затем обучать этим компонентам систематически. Преимущество обучения социальным навыкам в программе для небольших групп заключается в том, что пока учащиеся осваивают навыки, необходимые для включения в классы и сообщества, они по-настоящему могут подружиться.
Подробнее о том, как организовать в работу в группах, вы можете узнать у опытных и грамотных специалистов-лекторов ИПАП! Переходите по ссылке, выбирайте тот курс, который подходит именно вам и получайте уникальные знания и интересные и рабочие идеи.