Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Каким навыкам обучают в программах социальных навыков?

Мы уже узнали, что же такое социальные навыки и какими навыками должен уже обладать ученик, чтобы приступить к работе с данными навыками. А теперь узнаем, какие конкретные действия относятся к социальным навыкам и в какой последовательности (от начальных – базовых через средние (промежуточные) до продвинутых) их рекомендуют формировать.  

Итак, к начальным социальным навыкам относят следующие:

  • запрашивает предметы у сверстников,
  • отвечает взаимностью на приветствия сверстников,
  • отдает и получает предметы от сверстников,
  • подражает простым и сложным действиям сверстников (как вблизи, так и на расстоянии),
  • имитирует игру со сверстниками,
  • выполняет указания сверстников,
  • по очереди с игрушками и простыми играми,
  • позволяет делиться игрушками.

Промежуточные социальные навыки:

  • просит помощи у сверстников,
  • требует внимания от сверстников (например, «Посмотри», «Посмотри на меня», «Посмотри на это» и т. д.),
  • располагается в пространстве с учетом положения других детей,
  • участвует в играх на взаимодействие (включая комментирование действий сверстников),
  • делится игрушками и другими вещами,
  • принимает участие в ролевых играх,
  • присоединяется к игре, которая уже идет,
  • играет в подвижные игры со сверстниками (например, «Музыкальные стулья», «Заяц, заяц, сколько время?», «Ручеек» и т. д.)
  • предлагает игрушки сверстникам (например, «Какую ты хочешь?», «Ты хочешь эту?», «Вот, пожалуйста!» и т. д.),
  • начинает простой разговор (например, «Вам это нравится?», «Что вам больше всего нравится…?», «Угадайте, что?» и т. д.)
  • навыки подготовки к школе (например, посещение, ожидание, переход, выполнение групповых инструкций, поднятие руки и т. д.).

Продвинутые социальные навыки:

  • инициирует и поддерживает разговор,
  • поддерживает тему разговора,
  • использует соответствующие вербальные клише для смены темы,
  • говорит только об уместных темах,
  • прерывает собеседника приемлемым образом,
  • ведет себя (или играет в ролевую игру) в соответствии с социальной ситуацией (например, в ресторане, в общественном транспорте, в продуктовом магазине и т. д.),
  • инициирует игру (например, «Это так здорово, можно я поиграю?», «Посмотрите на это», «Можно посмотреть на это?» и т. д.),
  • учитывает личное пространство собеседника,
  • демонстрирует сотрудничество (например, четкое изложение идей, принятие/включение чужих идей, комментирование чужих идей и т. д.)
  • выявляет поддразнивания (и знает, как с этим справиться)
  • использует телефон, включая набор текстовых сообщений,
  • принятие точки зрения (т. е. делает выводы о симпатиях и антипатиях других во время разговора, проявляет сочувствие и т. д.)
  • совместно просматривает и успешно комментирует к фильму/YouTube-ролику/видеоигре/посту.

Программы социальных навыков ABA разбивают определенные сложные социальные навыки (например, делать что-то по очереди, разговаривать, обмениваться предметами и идеями, присоединяться к группе, работать с другими для достижения общей цели, понимать выражения лица, тона голоса и т. д.) на более мелкие компоненты, а затем обучать этим компонентам систематически. Преимущество обучения социальным навыкам в программе для небольших групп заключается в том, что пока учащиеся осваивают навыки, необходимые для включения в классы и сообщества, они по-настоящему могут подружиться. 

Подробнее о том, как организовать в работу в группах, вы можете узнать у опытных и грамотных специалистов-лекторов ИПАП! Переходите по ссылке, выбирайте тот курс, который подходит именно вам и получайте уникальные знания и интересные и рабочие идеи.

С нами сотрудничают

ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.