Как стать самым скучным специалистом в мире
(Несколько «вредных советов» от американского поведенческого аналитика Тамеики Мидоуз)
Получить награду «Самого скучного специалиста» не так-то просто. Вам придется упорно работать над тем, чтобы сделать свои занятия с детьми максимально нудными, унылыми и пустыми. Но я верю, что вы сможете этого добиться – за много лет я наблюдала множество терапевтов, которые придерживаются этих простых правил и, что бы вы думали, успешно становятся Самыми скучными специалистами в мире.
Так с чего же вам начать? Какими должны быть первые шаги? Что вы можете сделать уже СЕГОДНЯ, чтобы уничтожить любые намеки на энтузиазм, вовлеченность или мотивацию ваших учеников?
Вот несколько простых рекомендаций:
Готовые программы и планы – ваши лучшие друзья.
Несколько лет назад вы изучили какую-то одну стратегию? Отныне и вовек учите так всех своих учеников, и неважно, эффективна эта стратегия для них или нет! Еще лучше – скачайте какие-нибудь готовые программы или планы занятий из Интернета и просто следуйте им. Забудьте про индивидуальный подход! И помните, что поощрение для всех без исключения маленьких детей – это конфеты. Дети «работают за конфетку» и все тут. Ваш ученик рассыпал упаковку конфет по полу или пытается вернуть конфету вам обратно? Не сдавайтесь, продолжайте предлагать ему конфету снова и снова! Вам ведь лучше знать, что его мотивирует.
Исследования… какие еще исследования?
Лучше всего использовать те стратегии и техники, которые кажутся самыми простыми, из-за которых вам не нужно консультироваться с супервизором или поведенческим аналитиком и которые не займут много времени. Если у вас есть лист для сбора данных – то это уже «научный подход», что еще нужно? Старательно избегайте любых последних научных статей и новых данных в области прикладного анализа поведения. Самое главное, не читайте ничего о развитии мотивации и обучении в естественной среде – а то еще случайно сделаете свои занятия интересными.
Во время занятия замрите и старайтесь не шевелиться.
В начале занятия сядьте на место и оставайтесь на нем неподвижно. Всегда работайте в одном и том же помещении, за одним и тем же столом или в одном и том же уголке класса. Так ведь и материалы хранить проще – не придется ничего перекладывать. Все это обучение в разных условиях и в естественной среде ведь потребует от вас организованности, да еще и лист для сбора данных носить с собой придется – кому это надо?
Избегайте и отвергайте обратную связь.
Никогда не спрашивайте супервизора или поведенческого аналитика, как вам «оживить» свои занятия или мотивировать ученика. Если они предлагают обратную связь – воспринимайте это как личные нападки. Вы же не можете прийти на занятие, проводить обучающие блоки, собирать данные И вести себя естественно и активно вовлекать ученика одновременно! Вся эта многозадачность – просто ерунда. Что дальше, вам заявят, что обратная связь улучшает и полирует ваши навыки? Лучше просто ее игнорировать.
Ни шага в сторону – ваш девиз.
Одно из главных правил на пути к награде «Самого скучного специалиста» – еще до занятия решить, что и как вы будете делать, и ни на шаг не отступать от вашего плана. Ученик постоянно просится погулять? У родителей возник какой-то актуальный вопрос, по которому им можно было бы предоставить обучение на месте? Ученик расплакался, как только увидел, что вы достали карточки с животными?! Не позволяйте этому поколебать вашу решимость. Спонтанные изменения, смена материала, включение родителей в терапию – все это лишь затормозит вас, к тому же вам придется думать, прилагать усилия… вам это надо? Гораздо проще делать одно и то же, в одном и том же порядке каждое занятие, а потом идти домой. В идеале, все занятие вы проведете на автопилоте.
Быть скучным и унылым специалистом – это не призвание, это выбор и масса усилий. Это вы решаете сказать: «Привет, ученик, у нас будет нудное занятие, которое не имеет никакого отношения к твоей мотивации, твоим интересам, твоей уникальной личности или текущим мотивационным операциям. Я буду учить тебя с помощью тех стратегий и техник, которые были бы неприемлемы для меня, и у меня очень слабое представление (если оно вообще есть) о целом океане исследований в области прикладного анализа поведения. Нет, лучше всего просто заполним этот лист данных и будем доставать одни и те же неинтересные тебе «поощрения» каждое занятие. Так проще для меня, хотя и у хуже для тебя. Так что, поехали!»
Примечание: Весь этот текст от начала и до конца является сарказмом. Разумеется, специалисты должны поступать ровно наоборот.
Если вы ищете идеи о том, как НЕ стать скучным специалистом, то возможно вам подойдут курсы дополнительного образования: https://iaba.ru/catalog/