Как справиться с детскими истериками?
Где проходит грань между аутичной истерикой и обычными детскими капризами? Ведь и в том и в другом случае, речь, скорее всего, идет о попытках ребенка получить желаемое. Но разница есть и она существенна. Ее важно понимать, чтоб умело справляться с эмоциональными срывами детей в спектре.
Самое важное отличие: обычные истерики – это средство манипуляции, когда ребенок получает то, в чем его ограничивают, а вот аутичные истерики (их еще называют мелдаунами) – это единственно возможный способ заявить о своем желании, потребности или боли. Дети с рас не манипулируют другими людьми при помощи истерик, они таким образом пытаются коммуницировать и выражать свое эмоциональное состояние.
Другие отличия и особенности: Мелтдауны могут случаться не только у детей с рас, но и у взрослых. Они бывают не только у невербальных людей, но и использующих речь. Им подвержены как люди с интеллектуальной недостаточностью, так и с высоким уровнем IQ (хотя первые страдают чаще). Если у ребенка или взрослого человека с рас уже случилась аутичная истерика, он не может управлять ею и контролировать ее.
Аутичным истерикам обычно предшествуют: Усиление самостимуляции, проговаривание бессмысленных фраз, которые ассоциативно связываются с эмоциональным состоянием, ускоренный темп речи, замедление движений и зависания, закрывание глаз и ушей, попытки убежать или спрятаться, страдальческое выражение лица, покраснение или побледнение кожных покровов, дрожь в руках.
Как справляться с аутичными истериками?
- Анализировать каждый прошедший эпизод мелтдауна. Определять причины (предшествующие события и последствия) для того, чтоб в будущем учитывать их и не допускать срывов. Очень полезно завести дневник, в котором вы будете фиксировать все случаи и анализировать их.
- Видеть знаки, которые указывают на приближающуюся истерику. Не допустить срыв легче, чем потом погасить его.
- Сохранять спокойствие, когда мелтдаун все же случился. Родители в этот момент могут чувствовать растерянность, беспомощность, стыд, вину, жалость и даже злость. Бывает, что истерика сопровождается агрессией, и тогда бывает сложно не рассердится в ответ. Но это только подпитает истерику. А вот спокойствие, доброжелательный настрой, готовность поддержать и понять – помогут ребенку успокоиться и вернуться в стабильное состояние.
- Не подкреплять мелтдауны. Я в самом начале сказала, что аутичные истерики – это не манипуляция. Однако, если вы дали ребенку, например, конфету, поняв, что он устроил истерику, потому что захотел ее, то вы подкрепили это поведение. Другими словами, вы научили его тому, что надо поистерить, чтоб получить конфету. И это не манипуляция, это выученная коммуникация. Не всегда просто следовать этому совету, но если вы будете помнить, что от вас, во многом, зависит, будут ли повторяться мелтауны, отслеживать свое подкрепляющее поведение станет намного легче.
- Использовать визуальное расписание. Родители часто недооценивают тот факт, что ребенок с аутизмом отчаянно нуждается в предсказуемости и “понятности” происходящих событий. Казалось бы, зачем непонимающему малышу рассказывать, что вы планируете после магазина заскочить в аптеку, а вечером вы хотите оставить его с бабушкой и сходить в гости. Но поставьте себя на его место. Он живет как на пороховой бочке, не понимая, чего ждать от каждой новой минуты. Именно это и порождает тревожность у наших детей, которая в итоге выливается в мелтдауны. Поэтому, в решении проблемы аутичных истерик, отлично помогают визуальные расписания, которые делают жизнь ребенка предсказуемой, понятной и структурированной.
- Обучать ребенка выражать свои потребности и желания социально приемлемым способом. Пройти курс “Коррекция нежелательного поведения” и послушать лекцию “Девять критичных навыков в развитии ребенка”. Помнить, что мелтдауны – это в большинстве случаев, ни что иное, как невозможность другим способом сообщить нам о своих переживаниях и желаниях. Наша же задача – обучить их эффективной коммуникации, которая, в итоге, избавит от необходимости закатывать истерики.
- Привлечь к решению проблемы АВА специалиста и неукоснительно следовать его рекомендациям. Ведь изменения с ребенком происходят не только во время занятий, но и между ними, в течение обычной, ежедневной жизни.
Иногда, психиатры, особенно старой школы, предлагают родителям справиться с аутичными истериками при помощи медикаментов. Но нейролептики не научат наших детей выражать свои эмоции и потребности. Вряд ли это можно назвать решением проблемы. Однако, в современных клинических рекомендациях по работе с расстройствами аутистического спектра, предлагается обращаться к препаратам этой группы, если все остальные способы решения проблемы не принесли результата.