Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Как понять, когда ваши ожидания от ребенка нереалистичны

Иногда родителям и даже педагогам трудно понять, когда наши ожидания в отношении определенного ребенка необоснованны. Усложняет ситуацию тот факт, что каждый ребенок развивается в соответствии со своим уникальным темпом.

Итак, как мы узнаем, что наши ожидания нереалистичны?

Консервативный подход к ситуации состоит в том, чтобы предположить, что если ребенок демонстрирует нежелательное поведение или не справляется с поставленным заданием, то наши ожидания, вероятно, прямо сейчас слишком велики. Это верно… Текущее повторяющееся нежелательное поведение обычно означает, что у ребенка не хватает навыков или мотивации, чтобы соответствовать нашим ожиданиям.

Это не означает, что этот ученик никогда не сможет добиться изменений, которые вы надеетесь увидеть. Однако прямо сейчас ему нужна помощь в проработке некоторых дополнительных шагов, чтобы добраться до конечной цели.

Так что же можно сделать?

Признать, что пока навык не может быть сформирован, а не упрямо продолжать попытки его формировать!

Если мы просим ребенка выполнить деление столбиком, а он не делает этого, мы не злимся и не наказываем его. Вместо этого мы предполагаем, что ему просто не хватает необходимых навыков в этой области. Точно так же неразумно наказывать или ругать ребенка, который пока неаккуратно ест или не говорит «спасибо» каждый раз, когда ему кто-то что-то дал, только потому, что он еще не овладел этими навыками.

Приучение к туалету — отличный пример того, когда что-то может пойти не так:

Например, Мама начинает учить Машу пользоваться горшком… Маша добилась определенных успехов в этом новом навыке (Мама ей говорит, что пора идти на горшок, вместе они идут к горшку, Маша сама снимает штанишки, садится, делает дела и встает, а потом мама помогает ей натягивать штаны)… Мама перестает напоминать Маше пользоваться горшком… Начинаются «несчастные случаи»… Мама расстраивается, потому что ей кажется, что Маша же знает, что делать, но просто не делает, поэтому что упрямится или хочет маминого внимания.

Что пошло не так?

После нескольких успехов мама начала ожидать, что Маша начнет пользоваться горшком самостоятельно. Если Маша знает, что делать, когда мама дает сигналы и контролирует процесс, то она должна знать, что делать сама, верно?

Некоторые дети, действительно, могут сделать скачок от использования туалета по инициативе родителей к самостоятельному использованию, но реальность такова, что многие этого не сделают. В этих случаях им нужна постоянная практика с соответствующими методами приучения к туалету, а также помощь в обучении распознавать, когда им нужно в туалет, чтобы они могли пойти и попросить маму или папу о помощи.

Так и с другими навыками: да, все мы знаем, что каждый ребенок уникален, но иногда мы бессознательно возлагаем ожидания на наших детей, основываясь на нормы, на других знакомых детей или других учеников.

Но независимо от того, нормально ли развивается ваш ребенок или страдает от нарушения развития, важно признать его индивидуальность.

Есть пример семьи, которая обнаружила такую особенность у своих детей: чтобы хорошо провести день, старший ребенок нуждался в заблаговременных подсказках обо всем, что произойдет или о том, что от него ожидают. Поэтому родители говорили: «Сначала мы сделаем это, потом это и т. д.», использовали визуальное расписание. А второй ребенок реагировал на эти подсказки совершенно по-другому: выслушивание подробных рассказов и предъявление картинок вызывало тревогу, которая подпитывала проблемное поведение. Таким образом то, что действительно хорошо помогало старшему, вызывало нежелательное поведение у второго ребенка!

Так что, может быть, все одноклассники, или ребенок вашего друга, или все остальные дети в вашей практике научились приходить в школу без всяких проблем. Замечательно! Но на самом деле есть дети, для которых сменить маршрут или просто выйти из дома – это уже проблема. И если мы будем основывать наши ожидания на сравнениях, мы только разочаруемся и, проецируя это разочарование, вызовем у ребенка тревогу.

Истинный прогресс происходит, когда мы признаем ограничения текущих навыков ребенка, честно смотрим на то, что мотивирует его поведение, и, в конечном счете, корректируем наши ожидания в зависимости от личности.

Если вы чувствуете, что застряли, не бойтесь — не все потеряно. Специалисты довольно часто сталкиваются с проблемами, поэтому, даже если кажется, что вы уже все перепробовали, то начните с того, что примите тот факт, что ребенку просто нужно немного больше времени для работы по совершенствованию навыков, или проконсультируйтесь с профессиональным сообществом, где вам могут подкинуть новые идеи… И такое профессиональное сообщество есть в ИПАП! Записывайтесь на курс, общайтесь с лекторами и другими специалистами, решайте проблемы и обменивайтесь идеями и опытом!

С нами сотрудничают

Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.