Как понять, эффективна ли АВА терапия, которую получает мой ребенок?
АВА или прикладной анализ поведения — это фундаментальная наука, которая выходит далеко за пределы терапии, направленной на коррекцию поведения маленьких детей с аутизмом. Она изучает внешние факторы, влияющие на социально-значимое поведение человека, и создает технологии, способные менять это поведение.
Ава — это общий термин, который охватывает большое количество уникальных стратегий, основанных на науке о поведении (все они опираются на одну концепцию: поведение, которое подкрепляется, будет повторяться; поведение, которое не подкрепляется, уменьшится и, в конечном счете, исчезнет).
В таком разнообразии методов и заключается вся сложность. У родителей нет четкого представления, как должно происходить вмешательство и на какие стандарты опираться в оценке.
На что надо обратить внимание и какие аспекты работы специалиста могут указывать на то, что терапия, заявленная, как основанная на прикладном анализе поведения, не проводится должным образом:
1. Специалист не предъявляет документы, подтверждающие квалификацию и право производить вмешательство.
2. Специалист не может сказать как называется используемый метод вмешательства и сослаться на научные исследования, подтверждающие его эффективность.
3. Специалист не супервизируется более опытными коллегами.
4. Специалист не собирает данные для анализа поведения и оценки уровня развития навыков, не ведет записей во время занятия и не может предъявить их родителям по запросу.
5. Отсутствует индивидуальная (персонализированная) программа вмешательства.
6. Специалист не согласовывает с родителями цели терапии и/или не принимает в работу родительский запрос на изменение определенного нежелательного поведения или формирование какого-то конкретного навыка.
7. Терапия сфокусирована на работе с нежелательным поведением, но при этом не уделяется достаточно внимания освоению и развитию новых навыков или наоборот.
8. Отсутствует положительное подкрепление.
9. Применяется наказание.
10. Специалист не проводит тестирование мотивационных стимулов на постоянной основе.
11. Специалист игнорирует этап пэйринга (установление контакта с ребенком), проводит его не перед каждым занятием, затрудняется наладить сотрудничество.
Помимо этих красных флажков, хорошим критерием оценки может стать ваше наблюдение и простая беседа со специалистом. Какие цели он ставит перед собой, направляет ли он все усилия, на то, чтоб сделать ребенка таким, как все, не вызывающем удивленных взглядов, или ориентируется на потребности ребенка, его интересы и стремиться сделать его жизнь более комфортной и радостной? Не слишком ли он сосредоточен на дефицитах и не игнорирует ли он сильные стороны ребенка?
В любом случае, одолевают ли вас сомнения относительно качества терапии или вы потеряны и не знаете, какой вид вмешательства для вашего ребенка подходит больше, поговорите об этом со специалистами, задайте открытые вопросы, настройтесь на сотрудничество, скажите им, что хотите видеть в их лице партнеров, а не простых исполнителей заказа, обязательно сообщите о своих ожиданиях. Постройте с ними функциональную коммуникацию (мы так много сил вкладываем, чтоб научить наших детей этому, так может мы начнем с себя? ), ведь часто проблема заключается не в том, что специалист плох или терапия не подходит, а в том, что люди просто не смогли между собой договориться.