Как помочь ребенку адаптироваться к школе и избежать выгорания
Покажите мне того, кто не знаком с понятием “родительское выгорание”. Такого сегодня днем с огнем не сыщешь. А многие ли из нас знают, что не только мы, родители, можем выгореть от неоправданных ожиданий, но и наши дети иногда переживают эмоциональное опустошение и апатию из-за высоких требований и неспособности им соответствовать?
К сожалению, с такой проблемой часто сталкиваются первоклашки, потому что к новому витку в жизни оказываются не готовы ни сами дети, ни их родители. Наличие у ребёнка особенностей делает проблемы этапа адаптации к школе еще более выпуклыми.
С каждым годом, 1 сентября и последующий период приспособления к школьной жизни будет становиться чуть проще и легче. Родители уже будут знать об адаптационных возможностях своих детей и учитывать их, а те, в свою очередь, будут понимать, что сложный процесс привыкания не вечен, скоро все устаканится и станет проще.
Однако, и “в первый класс первый раз” можно пойти не попадая в ловушку эмоционального выгорания.
Для этого, во-первых, надо понимать причины, почему школьники выгорают, казалось бы, в самый благоприятный период – начало учебного года, когда они полны сил и энергии, а во-вторых, знать, как можно помочь ребенку адаптироваться и избежать эмоциональных проблем.
Причины эмоционального выгорания у школьников:
1. Изменение режима дня и рутины.
В первые недели учебного года после долгих каникул, отпусков и дач, дети вместе с родителями перекраивают свою жизнь, заново привыкают к ранним подъемам, спешным завтракам, торопливым сборам и отныне всегда несвободным вечерам (потому что надо делать домашние задания). Часто, вся эта суета сопровождается раздражением взрослых и яростным сопротивлением детей. Кроме того, изменение расписания приводит к недосыпу и банальной физической усталости. Как итог: постоянные конфликты, недоверие к родителям, чувство безысходности и апатия.
2. Высокие требования и ожидания.
Вчера еще малышу было позволено бегать и проказничать, а сегодня уже ему говорят, что он взрослый и ДОЛЖЕН быть собранным, учиться не хуже других и вести себя, как следует. Очень часто, от ребенка ждут много больше, чем он способен дать. Родители стремятся удовлетворить свои амбиции и забывают учитывать возможности своего первоклашки. Несоответствие между вложенными ребенком усилиями (рано встает, трудится в школе, делает домашние задания, постоянно стремиться удовлетворить пожелания взрослых) и тем результатом, который он получает (раздраженные и недовольные взрослые) неизбежно будет приводить к эмоциональному выгоранию.
3. Отсутствие мотивации.
Маленькие детишки стремятся в школу. Они грезят первым сентябрем. Однако, радостное волнение и предвкушение новой жизни уже в первые дни сентября сменяются полным разочарованием. Оказывается, благосклонности и улыбчивости учителей, гордости и радости родителей, пышных букетов и торжественных линеек – этого всего больше не будет. А вот требования, раздражение и разочарование – отныне станут частыми гостями. Откуда здесь взяться желанию и мотивации? Чего здесь ребенок может хотеть? Если основным побуждающим стимулом для ребенка будет недовольство, сравнение и критика – можете быть уверены, охота учиться быстро смениться апатией и выгоранием.
Как помочь ребенку преодолеть первый этап адаптации к школе:
1. Позаботиться о своем собственном спокойствии и стабильном состоянии. Не оставлять подготовку к школе на последний месяц. Встроиться в новый режим дня как минимум за пару недель. Разгрузить сентябрь ( а лучше и октябрь) от всех дел, которые можно отложить. Быть готовым уделить ребенку в первый месяц – полтора больше времени и внимания. Не требовать от себя идеальности и позволить себе быть несовершенными родителями.
2. Сформулировать цели для ребенка на первые полугодие в школе. Оценить их на соответствие вашим возможностям, возможностям ребенка и возможностям школы. Спросить себя, почему ребенок может захотеть достичь их. Поставить самим себе цель сделать первые полгода ребенка в школе комфортными, вместо того, чтоб стремиться к тому, чтоб он был не хуже других в классе и не проигрывал в сравнении.
3. Ничего не требовать от ребенка. Да-да, не снизить требования, а не требовать совсем ничего. Вспомните себя и свой опыт, ничего хорошего из этой стратегии насилия и давления никогда не получалось. Ребенок НЕ ДОЛЖЕН хорошо учиться и успевать или устраивать взрослых. Но если он будет достаточно мотивирован и заинтересован, то и сам будет делать все лучшее на что способен. Эффективнее создавать условия для развития, а не тянуть изо всех сил за уши.
4. Вводить дополнительные занятия постепенно. Не нагружать ребенка большим количеством социальных контактов в адаптационный период. Добавлять новые нагрузки только после того, как убедились, что ребенок хорошо справляется с текущими.
5. Нормализовать сон и заранее планировать островки отдыха. Дети с рас и с неврологическими проблемами, часто плохо спят и не всегда успевают восстановиться. Будет разумным учитывать эти особенности и заранее планировать, а также организовывать, отдых для них.
6. Дать детям больше тепла, тактильных контактов и похвалы. В период адаптации к новым условиям, чувство безопасности и уверенности в родительской любви критически важны для ребенка. Пресловутое принятие, в этот период, снова выходит на передний план и, если у родителей возникают проблемы с ним, лучше обратиться за помощью в группу психологической поддержки или к психологу, ведь это сильно влияет на то, как ребенок сможет адаптироваться в школе и будет в дальнейшем к ней относиться.