Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Как помочь ребенку адаптироваться к школе и избежать выгорания

Покажите мне того, кто не знаком с понятием “родительское выгорание”. Такого сегодня днем с огнем не сыщешь. А многие ли из нас знают, что не только мы, родители, можем выгореть от неоправданных ожиданий, но и наши дети иногда переживают эмоциональное опустошение и апатию из-за высоких требований и неспособности им соответствовать?

К сожалению, с такой проблемой часто сталкиваются первоклашки, потому что к новому витку в жизни оказываются не готовы ни сами дети, ни их родители. Наличие у ребёнка особенностей делает проблемы этапа адаптации к школе еще более выпуклыми.

С каждым годом, 1 сентября и последующий период приспособления к школьной жизни будет становиться чуть проще и легче. Родители уже будут знать об адаптационных возможностях своих детей и учитывать их, а те, в свою очередь, будут понимать, что сложный процесс привыкания не вечен, скоро все устаканится и станет проще.

Однако, и “в первый класс первый раз” можно пойти не попадая в ловушку эмоционального выгорания.

Для этого, во-первых, надо понимать причины, почему школьники выгорают, казалось бы, в самый благоприятный период – начало учебного года, когда они полны сил и энергии, а во-вторых, знать, как можно помочь ребенку адаптироваться и избежать эмоциональных проблем.

Причины эмоционального выгорания у школьников:

1. Изменение режима дня и рутины.

В первые недели учебного года после долгих каникул, отпусков и дач, дети вместе с родителями перекраивают свою жизнь, заново привыкают к ранним подъемам, спешным завтракам, торопливым сборам и отныне всегда несвободным вечерам (потому что надо делать домашние задания). Часто, вся эта суета сопровождается раздражением взрослых и яростным сопротивлением детей. Кроме того, изменение расписания приводит к недосыпу и банальной физической усталости. Как итог: постоянные конфликты, недоверие к родителям, чувство безысходности и апатия.

2. Высокие требования и ожидания.

Вчера еще малышу было позволено бегать и проказничать, а сегодня уже ему говорят, что он взрослый и ДОЛЖЕН быть собранным, учиться не хуже других и вести себя, как следует. Очень часто, от ребенка ждут много больше, чем он способен дать. Родители стремятся удовлетворить свои амбиции и забывают учитывать возможности своего первоклашки. Несоответствие между вложенными ребенком усилиями (рано встает, трудится в школе, делает домашние задания, постоянно стремиться удовлетворить пожелания взрослых) и тем результатом, который он получает (раздраженные и недовольные взрослые) неизбежно будет приводить к эмоциональному выгоранию.

3. Отсутствие мотивации.

Маленькие детишки стремятся в школу. Они грезят первым сентябрем. Однако, радостное волнение и предвкушение новой жизни уже в первые дни сентября сменяются полным разочарованием. Оказывается, благосклонности и улыбчивости учителей, гордости и радости родителей, пышных букетов и торжественных линеек – этого всего больше не будет. А вот требования, раздражение и разочарование – отныне станут частыми гостями. Откуда здесь взяться желанию и мотивации? Чего здесь ребенок может хотеть? Если основным побуждающим стимулом для ребенка будет недовольство, сравнение и критика – можете быть уверены, охота учиться быстро смениться апатией и выгоранием.

Как помочь ребенку преодолеть первый этап адаптации к школе:

1. Позаботиться о своем собственном спокойствии и стабильном состоянии. Не оставлять подготовку к школе на последний месяц. Встроиться в новый режим дня как минимум за пару недель. Разгрузить сентябрь ( а лучше и октябрь) от всех дел, которые можно отложить. Быть готовым уделить ребенку в первый месяц – полтора больше времени и внимания. Не требовать от себя идеальности и позволить себе быть несовершенными родителями.

2. Сформулировать цели для ребенка на первые полугодие в школе. Оценить их на соответствие вашим возможностям, возможностям ребенка и возможностям школы. Спросить себя, почему ребенок может захотеть достичь их. Поставить самим себе цель сделать первые полгода ребенка в школе комфортными, вместо того, чтоб стремиться к тому, чтоб он был не хуже других в классе и не проигрывал в сравнении.

3. Ничего не требовать от ребенка. Да-да, не снизить требования, а не требовать совсем ничего. Вспомните себя и свой опыт, ничего хорошего из этой стратегии насилия и давления никогда не получалось. Ребенок НЕ ДОЛЖЕН хорошо учиться и успевать или устраивать взрослых. Но если он будет достаточно мотивирован и заинтересован, то и сам будет делать все лучшее на что способен. Эффективнее создавать условия для развития, а не тянуть изо всех сил за уши.

4. Вводить дополнительные занятия постепенно. Не нагружать ребенка большим количеством социальных контактов в адаптационный период. Добавлять новые нагрузки только после того, как убедились, что ребенок хорошо справляется с текущими.

5. Нормализовать сон и заранее планировать островки отдыха. Дети с рас и с неврологическими проблемами, часто плохо спят и не всегда успевают восстановиться. Будет разумным учитывать эти особенности и заранее планировать, а также организовывать, отдых для них.

6. Дать детям больше тепла, тактильных контактов и похвалы. В период адаптации к новым условиям, чувство безопасности и уверенности в родительской любви критически важны для ребенка. Пресловутое принятие, в этот период, снова выходит на передний план и, если у родителей возникают проблемы с ним, лучше обратиться за помощью в группу психологической поддержки или к психологу, ведь это сильно влияет на то, как ребенок сможет адаптироваться в школе и будет в дальнейшем к ней относиться.

С нами сотрудничают

Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.