Как поддержать ребёнка с сенсорной чувствительностью
Каждый из нас уникален. Каждый имеет свой индивидуальный порог чувствительности и сенсорный профиль. Одни любят слушать громкую музыку, а другие всегда просят сделать потише. Одни кутаются в одеяло, когда другие изнывают от жары, находясь рядом.
Люди с аутизмом столь же многообразны, но только их сенсорные потребности и предпочтения выражены ярче и влияют на них гораздо сильнее.
К сожалению, такая особенность их чувствительности перегружает нервную систему и вызывает сильную тревогу, с которой они не всегда могут справиться.
Как мы можем поддержать ребёнка с нетипичным сенсорным профилем и выразить ему сочувствие, в котором он остро нуждается?
Шаг 1: СОСТРАДАТЬ
Встаньте на его сторону, признайте, что это не его выбор, быть таким чувствительным. Безусловно, поведение, которое вызывается сенсорным перегрузом или дефицитом, может расстраивать и раздражать. Но ребёнок страдает из-за этих особенностей намного сильнее. Давайте подставим ему плечо, чтоб ему было легче с ними справляться. Сенсорные триггеры и сенсорный голод ребенка могут быть неудобными для нас, но для него – это реальная жизнь, в которой он вынужден постоянно испытывать страдания из-за своей чувствительности.
Шаг 2: ИЗУЧАТЬ
Внимательно изучайте реакции ребенка. Чем лучше вы будете знать, что именно является триггером сенсорного перегруза, тем эффективнее вы сможете ему помочь. Ребенок щуриться заходя в магазин, закрывает уши при определенных звуках, избегает есть некоторые продукты, затыкает нос проходя мимо фудкорта? Это все информация для вас. Ежедневно наблюдайте и составляйте сенсорный профиль ребенка. Это не только вооружает вас знаниями, которые помогут решать проблемы чувствительности ребенка, но и переключает внимание с собственных переживаний на целенаправленную, полезную деятельность.
Шаг 3: ОТСЛЕЖИВАТЬ
Заметьте какие триггеры какие реакции вызывают. Что ребенок переживает при сенсорном перегрузе? Боль, страх, стресс, раздражение? Что он делает, когда чувствует это? Кричит, стремиться к уединению, отключается, агрессирует, плачет, стимит? Прослеживая связи между триггерами, эмоциями и поведением, вы сможете эффективно помогать ребенку преодолевать сенсорные трудности.
Шаг 4: НАХОДИТЬ РЕШЕНИЕ
Пройдя через первые три шага, у вас будет достаточно информации, чтоб найти решение проблемы. Чем именно вы можете помочь ребенку? Как именно можете облегчить сенсорные страдания? Это могут быть и наушники, и солнцезащитные очки, и утяжеленные жилеты, и ежедневные растирания, и устные предупреждения о том, что в данный момент может вызвать перегруз, и занятия, направленные на постепенную десенсибилизацию.
Шаг 5: ОБУЧАТЬ
Расскажите ребенку, какие решения вы предлагаете и почему. Используйте для этого социальные истории. Научите его понимать свои триггеры и видеть причинно-следственные связи. Тренируйте его навыки самостоятельно помогать себе при сенсорных угрозах или, уже случившемся, перегрузе и обучите его способам саморегуляции. Покажите ребенку, что его сенсорные особенности не делают его плохим и он не несет ответственности за свою чувствительность. Но он сможет успешно справляться с многими сенсорными проблемами, если научится управлять триггерами и своими реакциями.