Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Как научить ребенка в спектре регулировать свои эмоции?

Это довольно непростая задача. Нам самим далеко не всегда удается не поддаться сиюминутному импульсу и выдержать нахлынувшие эмоции. Что уж тут говорить о детях. Особенно о детях в спектре.

Чтобы понять, что происходит с ребенком, когда он оказывается во власти эмоций, вспомните ситуацию, в которой у вас были пиковые переживания. Возможно вас в тот момент захватила тревога, вина или может вы разозлились. Погрузитесь в воспоминание и попробуйте еще раз испытать те же чувства. Наблюдайте, что с вами происходит. Что вы ощущаете в теле. Заметьте, если ваше сердце стало учащенно биться, к лицу прилила кровь, руки похолодели, а плечи и спина напряглись.

А затем, отследите свои побуждения. На что вас толкает эмоция? Что вам хочется сделать? Убежать, спрятаться, швырнуть подальше то, что оказалось под рукой, накричать, отвесить виновнику оплеуху, нырнуть в соцсети, чтоб перестать чувствовать боль? Удается ли вам не поддаться этому импульсу?

Вспомните, когда вы все же срывались, вы вроде и понимали тщетность таких реакций, но остановить себя не могли. Все потому, что власть над поведением оказалась у эмоций, а не разума.

Если вы сейчас последовали моему совету и окунулись в самоисследование, то вы сможете легко понять, что происходит с вашим ребенком, когда он оказывается внутри эмоционального шторма: ему очень плохо и он не в силах выдержать давление болезненных чувств. Это очень похоже на аффективное состояние, когда голос сознания тонет в эмоциональной буре. Успокоившись, ребенок натворивший дел, начинает остро чувствовать вину, разочарование в себе и тревогу. Потом он искренне раскаивается и обещает так себя не вести в будущем, но хватает его ровно до следующей неприятной ситуации.

Отсутствие способности регулировать эмоциональные и поведенческие реакции сильно усложняет жизнь ребенка и мешает ему развиваться. Находясь в состоянии интенсивных переживаний, он не способен учиться и осваивать новые навыки, он лишен возможности строить отношения и эффективно взаимодействовать с окружением.

Как можно научить ребенка регулировать свои эмоции?

Один из наиболее результативных способов, который уже помог многим детям с проблемами саморегуляции — использование шкалы интенсивности эмоций. Этот инструмент помогает распознавать эмоции и различать их интенсивность. Обычно шкала состоит из четырех — пяти уровней (но можно начать и с трех):

  •  Мне очень плохо и я могу потерять контроль.
  •  Мне плохо, помоги мне.
  •  Мне тревожно.
  •  Я спокоен.

Обозначения на шкале мы делаем понятными для конкретного ребенка. Кому-то подойдут рисунки и пиктограммы, кто-то быстрее сориентируется, если на шкале будут реалистичные фотографии, а кто-то сможет опираться на написанные слова.

На первом этапе мы учим ребенка соотносить различные эмоциональные состояния с определенным уровнем на шкале. Например, если мы видим, что ребенок слегка тревожится, потому что ему сложно ждать своей очереди, мы покажем ему соответствующую позицию на шкале и поможем сказать «Мне тревожно». И так делаем многократно, с разными эмоциональными состояниями. Постепенно малыш начнет соотносить обозначение на шкале с тем, что он чувствует.

На следующем этапе, при помощи подсказок, мы помогаем ему самому определить интенсивность переживаний. То есть теперь, когда ребенок испытает какие-то эмоции, мы попросим его самого оценить свое состояние по шкале и сообщить нам об этом. Затем мы обучаем ребенка стратегиям поведения, соответствующим разным уровням интенсивности эмоций, которые помогут ему справиться в критической ситуации.

Сюда можно отнести следующие стратегии:

1) Дыхательные упражнения.

«Диафрагмальное дыхание». Мы предлагаем ребенку лечь на пол, кладем ему на живот любимую игрушку и просим дышать так, чтоб игрушка двигалась вверх и вниз.

«Дыхание со свечой». Зажигаем свечу, располагаем ее перед ребенком на расстоянии около 15 см и просим выдыхать воздух через губы сложенные трубочкой, но так, чтоб пламя свечи не погасло.

«Длинный выдох». Не всегда есть свечи под рукой и не везде можно улечься на пол. В таком случае подойдет обычное дыхание, но с удлиненным выдохом. Мы предлагаем ребенку сделать обычный вдох, а затем медленно выдыхая, почти беззвучно произнести «Раааа-слаааа-бьсяяяя».

2). Счет до 10 или 20.

Мы учим ребенка считать до 10 или 20, как только он почувствует тревогу. Это позволит ему переключить внимание, снизить интенсивность эмоции и даст возможность осмысленно выбрать поведение.

3) Функциональная коммуникация.

Требует вовлечения и длительной работы от родителей и ребенка. Но оно того стоит. Ребенок, у которого нет возможности удовлетворить свои потребности, который не может попросить о том, что ему надо и не может отказаться от того, чего не хочет, неминуемо будет чувствовать себя плохо. Поэтому имеет смысл уделить больше внимания и времени развитию функциональной коммуникации. Без нее все способы саморегуляции эмоций будут бессмысленны и глобально не решат проблемы.

4) Просьба о помощи и сострадании. Иногда человеку, даже если он еще маленький и несмышленый, чтобы нормализовать свое состояние, просто нужна поддержка и понимание. Поэтому мы будем учить его просить о помощи, успокоении и сопереживании: «Мама, обними меня», «Папа, помоги мне», «Пожалуйста, успокой меня», «Пожалей меня».

5) Для ребят, которые хорошо говорят и понимают обращенную речь подойдут стратегии направленные на выдерживание эмоций. Мы учим детей говорить себе в моменты интенсивных переживаний: «Я могу это выдержать. Мои чувства не причинят мне вреда, даже если они неприятны. Это скоро пройдет. Эмоции не могут длиться вечно. Мне не обязательно выплескивать эмоции в поведение, это может мне повредить».

С нами сотрудничают

ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.