Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Как научить ребенка с аутизмом ждать?

Другие педагоги часто спрашивают меня, как научить их ученика ждать. Проблемы с ожиданием возникают в самых разных ситуациях. Все мы то и дело должны чего-то ждать – в очереди, еду в ресторане, то, что мы попросили… иногда кажется, что мы только и делаем, что ждем. Также нам важно, чтобы ученик мог подождать, прежде чем мы уделим ему внимание. Это важный шаг в коррекции проблемного поведения с целью привлечения внимания, так как мы не можем уделять ребенку внимание каждую минуту в течение дня.

Итак, как же учить ребенка ждать?

Примерно так же, как вы учите его любому другому навыку: нужно разделить навык на составные части, систематически обучать каждой части, предоставлять поощрение в случае успеха. Очень просто, не правда ли? Скорее всего, далеко не просто… Поэтому, вот пример того, как может выглядеть обучение ожиданию:

Разделить ожидание на части

В случае навыка ожидания это значит, что вы должны начинать с самого короткого периода ожидания из возможных. Если вы обучаете ожиданию в рамках плана по коррекции нежелательного поведения, то вы можете начать с одной секунды. Да, я имею в виду буквально с одной секунды. Чтобы научить ребенка тому, что значит слово «Подожди», нужно показать ребенку, что он все равно получит внимание или то, что он хочет. Чтобы объяснить это ребенку, нужно сначала показать ему, что ожидание может быть очень коротким.

Например, допустим, мы пытаемся научить Брюса тому, как ждать то, что он попросил. Брюс научился просьбам, но он считает, что, если он что-то попросил, это будет предоставлено ему немедленно. Если что-то не доступно какое-то времени, то он переходит к самым разным проблемным видам поведения. Так что педагог начинает систематически учить его ждать, и сначала это лишь 1 секунда.

Происходит примерно следующее:

Брюс что-то просит.

Педагог говорит «Подожди» и одновременно показывает карточку «Жди».

Потом она НЕМЕДЛЕННО поворачивается к нему и дает то, что он попросил.

Постепенно увеличивайте время ожидания

Если у ребенка есть поведенческие проблемы, связанные с ожиданием, то лучше начинать с малого и продвигаться медленно. Например, после 1 секунды можно перейти к 2 секундам, потом к 5 секундам, к 10 секундам, к 20 секундам и так далее.

Однако обязательно предоставляйте ученику то, что он ждет, в конце заданного отрезка времени. Таким образом, вы вознаграждаете ожидание, именно благодаря этому происходит формирование навыка.

Используйте визуальную поддержку

Визуальные подсказки нужны не всегда, но, как правило, они очень помогают ученикам с аутизмом. Они особенно полезны в тех случаях, когда ученик не может получить сразу же то, что он хочет. Вы можете использовать специальную карточку, символизирующую ожидание, чтобы ребенок понимал, что происходит.

Например, когда Брюс видит карточку «Жди», он понимает, что вы вернетесь к нему и его просьбе. Такая карточка помогает понять, что ожидание – это не отказ в выполнении просьбы. Кроме того, применение карточки поможет самим взрослым не забыть о том, что ребенок их ждет.

Убедитесь, что карточка «Жди» визуально отличается от других визуальных подсказок, и что ученику просто отличить эту карточку от любой другой.

Используйте социальные истории

Социальные истории эффективны не для всех детей, но в некоторых случаях проще познакомить ребенка с концепцией ожидания с помощью социальной истории. Тем не менее, практически наверняка одной социальной истории будет недостаточно, вам все равно нужно будет обучать ребенка ожиданию на практике. Скорее, социальная история поможет вам сократить время обучения.

Что если ребенку нечего ждать?

В некоторых случаях вы не можете выполнить просьбу или уделить ученику внимание. Что же делать в этом случае? Попробуйте использовать визуальные подсказки, чтобы научить ребенка тому, что что-то может быть недоступно.

Пустые контейнеры

Если ученик просит какой-то ощутимый предмет, например, что-то съедобное, попробуйте показать ребенку пустой контейнер. Это поможет ему понять, что в данный момент этот предмет недоступен.

Помните, что если вы учите ученика ждать, то нельзя просить его подождать, если вы не можете предоставить ему то, что он хочет. Обучение ребенка тому, что значит отказ и как на него реагировать – это отдельная задача, которая потребует отдельного подхода и другой визуальной поддержки.

Если у вас нет того, что просит ребенок, то не просите его ждать, потому что тогда вы не сможете поощрить его ожидание. Используйте пустой контейнер или знак «нет», чтобы объяснить, что предмет недоступен. Это не работает со всеми детьми, но иногда это помогает ребенку понять ситуацию и избежать поведенческих проблем.

На основе статей дефектолога Кристин Рив (Christine Reeve) из США

С нами сотрудничают

Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.