Как научить ребенка понимать и выражать эмоции?
Все дети с аутизмом разные. Подобно узорам в детском калейдоскопе, вы не встретите двух идентичных малышей в спектре. Однако, почти всех их объединяют трудности с распознаванием и управлением эмоций.
Способность понимать и выражать эмоции начинает развиваться у человека практически с рождения. К году типично развивающийся ребенок довольно точно может определить эмоциональное состояние взрослого по его выражению лица. Становясь старше, он все лучше управляет своими эмоциональными реакциями и развивает способность к сопереживанию и состраданию.
У детей с аутизмом, в силу особенностей развития нервной системы, взросление не сопровождается естественным развитием эмоционального интеллекта.
Они испытывают серьезные трудности в трех направлениях:
- Распознавание и понимание своих эмоций,
- Выражение собственных эмоций,
- Понимание эмоций других людей и способ реагирования на них.
Несмотря на то, что естественное развитие этих навыков у детей с расстройством аутистического спектра ограничено, им можно помочь их освоить, в той или иной мере, и расширить возможности взаимодействия с окружением.
Какие инструменты можно использовать для развития эмоционального интеллекта у ребенка с РАС?
- Карточки с эмоциями. Используйте карточки на кольце с изображенными на них шестью базовыми эмоциями: радость, грусть, злость, отвращение и страх. Каждый раз, когда вы (или сам ребенок или член семьи или даже персонаж из сказки) испытываете ту или иную эмоцию, связывайте это переживание с соответствующей картинкой и проговаривайте то, чувствуете. Постепенно, по мере освоения ребенком способности понимать, что происходит с ними или другими людьми, в подборку карточек можно добавить эмоции следующего порядка: стыд, вина, гордость, интерес, скука, разочарование и т. д.
- Социальные истории. При помощи социальных историй покажите ребенку как можно отреагировать в тех или иных ситуациях, например, если его радует игрушка – можно похлопать в ладоши, а не убегать, если его злит отказ – можно сообщить о своей эмоции и получить сочувствие, а не кусать свою руку.
- Поощрение и подсказки. Используйте подсказки, чтоб помочь ребенку выбрать наиболее эффективный способ реагирования на ту или иную эмоцию. Это непросто, но все же, постарайтесь не дать сформироваться нежелательному поведению в ответ на яркую эмоцию. Поощряйте ребенка, когда он успешно справляется и ведет себя социально приемлемо и функционально. Задействуйте все свои знания о прикладном анализе поведения, чтоб оказать позитивное влияние на реакции ребенка. Получите консультацию специалиста, чтоб выработать наиболее эффективную стратегию своего взаимодействия с особым малышом.
- Техники позволяющие справляться с сильными чувствами и способствующие развитию толерантности к эмоциональному дискомфорту. Например, дыхательные упражнения хорошо снижают эмоциональное напряжение. Одно из них: дыхание в котором выдох длиннее вдоха: на 2-3 счета вдыхаем, на 2-3 счета задерживаем дыхание, на 3-4 счета выдыхаем. На переключение внимания хорошо работает техника, в которой ребенку предлагается найти в комнате 5 белых вещей, 4 синих, 3 зеленых, 2 желтых и 1 красную. Расслабиться ребенку поможет упражнение “Молоко пролили”: надо уложить ребенка на пол, предложить ему закрыть глаза и как бы “растечься” по поверхности, помогая снять напряжение с мышц при помощи легких потряхиваний. Сначала вы будете выполнять эти техники вместе с ребенком и обращать его внимание на то, как в итоге меняется его состояние, а потом он сможет сам прибегать к ним, в те моменты, когда эмоции становятся слишком сильными.