Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Как научить ребенка понимать и выражать эмоции? 

Все дети с аутизмом разные. Подобно узорам в детском калейдоскопе, вы не встретите двух идентичных малышей в спектре. Однако, почти всех их объединяют трудности с распознаванием и управлением эмоций.

Способность понимать и выражать эмоции начинает развиваться у человека практически с рождения. К году типично развивающийся ребенок довольно точно может определить эмоциональное состояние взрослого по его выражению лица. Становясь старше, он все лучше управляет своими эмоциональными реакциями и развивает способность к сопереживанию и состраданию.

У детей с аутизмом, в силу особенностей развития нервной системы, взросление не сопровождается естественным развитием эмоционального интеллекта.

Они испытывают серьезные трудности в трех направлениях:

  1. Распознавание и понимание своих эмоций,
  2. Выражение собственных эмоций,
  3. Понимание эмоций других людей и способ реагирования на них.

Несмотря на то, что естественное развитие этих навыков у детей с расстройством аутистического спектра ограничено, им можно помочь их освоить, в той или иной мере, и расширить возможности взаимодействия с окружением.

Какие инструменты можно использовать для развития эмоционального интеллекта у ребенка с РАС?

  1. Карточки с эмоциями. Используйте карточки на кольце с изображенными на них шестью базовыми эмоциями: радость, грусть, злость, отвращение и страх. Каждый раз, когда вы (или сам ребенок или член семьи или даже персонаж из сказки) испытываете ту или иную эмоцию, связывайте это переживание с соответствующей картинкой и проговаривайте то, чувствуете. Постепенно, по мере освоения ребенком способности понимать, что происходит с ними или другими людьми, в подборку карточек можно добавить эмоции следующего порядка:  стыд, вина, гордость, интерес, скука, разочарование и т. д. 
  2. Социальные истории. При помощи социальных историй покажите ребенку как можно отреагировать в тех или иных ситуациях, например, если его радует игрушка – можно похлопать в ладоши, а не убегать, если его злит отказ – можно сообщить о своей эмоции и получить сочувствие, а не кусать свою руку.
  3. Поощрение и подсказки. Используйте подсказки, чтоб помочь ребенку выбрать наиболее эффективный способ реагирования на ту или иную эмоцию. Это непросто, но все же, постарайтесь не дать сформироваться нежелательному поведению в ответ на яркую эмоцию. Поощряйте ребенка, когда он успешно справляется и ведет себя социально приемлемо и функционально. Задействуйте все свои знания о прикладном анализе поведения, чтоб оказать позитивное влияние на реакции ребенка. Получите консультацию специалиста, чтоб выработать наиболее эффективную стратегию своего взаимодействия с особым малышом.
  4. Техники позволяющие справляться с сильными чувствами и способствующие  развитию толерантности к эмоциональному дискомфорту. Например,  дыхательные упражнения хорошо снижают эмоциональное напряжение. Одно из них: дыхание в котором выдох длиннее вдоха: на 2-3 счета вдыхаем, на 2-3 счета задерживаем дыхание, на 3-4 счета выдыхаем. На переключение внимания хорошо работает техника, в которой ребенку предлагается найти в комнате 5 белых вещей, 4 синих, 3 зеленых, 2 желтых и 1 красную. Расслабиться ребенку поможет упражнение “Молоко пролили”: надо уложить ребенка на пол, предложить ему закрыть глаза и как бы “растечься” по поверхности, помогая снять напряжение с мышц при помощи легких потряхиваний. Сначала вы будете выполнять эти техники вместе с ребенком и обращать его внимание на то, как в итоге меняется его состояние, а потом он сможет сам прибегать к ним, в те моменты, когда эмоции становятся слишком сильными.

С нами сотрудничают

Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.