Как хвалить ученика: краткая шпаргалка
Похвала – сочетание внимания к ученику с позитивным устным утверждением. Это важное социальное поощрение, которое может стать незаменимым методом подкрепления, особенно в условиях школьного класса. Правильно используемая похвала повышает вероятность желательного поведения и правильных ответов в будущем, улучшает взаимоотношения с учеником и повышает его самооценку. Что важно помнить про похвалу:
Когда использовать похвалу
- Используйте похвалу сразу же после правильного ответа или желательного поведения. Как и любое поощрение, похвала должна немедленно следовать за поведением – чем меньше задержка по времени, тем лучше;
- Хвалите за поведение, которое соответствует текущим образовательным целям;
- Хвалите за поведение, которое вы хотели бы чаще наблюдать в будущем;
- Используйте похвалу, если вы заметили хотя бы небольшое улучшение в поведении или усилия ребенка в нужном направлении.
Соблюдайте правило «4 к 1»
Эффективное использование любой похвалы должно соответствовать правилу 4 к 1. Это значит, что на каждое замечание или исправление должно приходиться не менее 4 случаев похвалы.
Очень часто ребенок получает внимание педагога только в ответ на проблемное поведение или ошибку. Для того, чтобы поддержать положительное поведение ребенка, важно хвалить его гораздо чаще, чем поправлять. Необходимо целенаправленно «ловить» ученика за хорошим поведением и отмечать его – как минимум, в 4 раза чаще, чем вы делаете ребенку замечания.
Похвала учеников – это как депозитный счет в банке. Чем чаще вы делаете вложения на счет, тем больше он будет. Чем чаще вы хвалите ученика, тем лучше будут ваши рабочие отношения. Если вам нужно «снять средства» – сделать негативное замечание или поправить ученика, то «большой счет» это выдержит, у вас еще есть большой запас.
Используйте конкретную поведенческую похвалу
Конкретная поведенческая похвала – это позитивное утверждение для поощрения желательного поведения, которое включает: имя ученика (или фразу, которая сообщит ему, что его хвалят), конкретное описание/определение поведения и фразу похвалы.
Примеры:
«Джон, ты прибрался на парте – отличная работа!»
«Молодчина! Ты вовремя использовала навыки против стресса, Линн».
«Отлично ждешь своей очереди» (стоя рядом с ребенком и глядя на него).
«Прекрасно, ты нашел все одинаковые картинки» (во время занятия один на один).
Также используйте неспецифическую похвалу
Неспецифическая похвала – это позитивное утверждение для подкрепления желательного поведения, которое не включает все элементы конкретной поведенческой похвалы.
Примеры:
«Джон, на твоей парте теперь так красиво».
«Ты не забыла о навыках против стресса, Линн».
«Алекс, ты очень хорошо себя ведешь».
«Молодец».
«Спасибо».
«Потрясающе!»
«Очень хорошо».
Как использовать конкретную поведенческую похвалу
- Определите конкретное поведение и решите, нужно ли его хвалить;
- Скажите имя ученика или иначе покажите, что вы обращаетесь именно к нему;
- Опишите конкретное желательное поведение;
- Включите в предложение слово или фразу похвалы: хорошо, молодец, хорошая работа, отлично, потрясающе, замечательно, очень красиво, просто супер, ух ты, ты это сделал, ты хорошо постарался, так держать, и т. д. Варьируйте слова похвалы, чтобы они не приедались;
- Имя, описание поведения и слова похвалы могут располагаться в любом порядке;
- Похвала должна быть убедительной, произноситься искренне и с энтузиазмом;
- Похвала должна варьироваться, не нужно повторять одну и ту же фразу, иначе она потеряет смысл для ученика;
- Похвала не должна мешать ученику в том, что он делает, она не должна прерывать занятие и быть помехой.
Примечание: у некоторых детей похвала вызывает негативную реакцию
Некоторые дети реагируют на похвалу негативно. Часто это зависит от прошлого опыта ребенка – возможно раньше кто-то хвалил ребенка при неудачах или перед тем как увеличить требования. Или, может быть, ученику не нравится, что к нему привлекается внимание. Нужно проявлять осторожность и учитывать индивидуальные особенности ребенка.
По материалам американского центра поведенческого здоровья Devereux.