Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Эвакуация школы и дети с аутизмом и другими особенностями развития

Эвакуация школы из-за телефонных угроз, пожара или по другим причинам может быть сложной задачей для учителей в принципе, но, если речь идет о детях с аутизмом или другими особенностями развития, эвакуация может быть связана с крайне серьезными проблемами – дети могут крайне негативно реагировать на непонятные изменения в распорядке дня, громкий шум, для некоторых есть риск побега из-под присмотра взрослых. Часто первая такая эвакуация становится настоящим испытанием и для педагогов, и для детей. Поэтому важно потратить хотя бы немного времени на подготовку к такому событию заранее. Вот несколько рекомендаций, которые могут помочь учителям быть готовыми к экстренной ситуации.

1. Индивидуальный план эвакуации ученика

Во многих зарубежных школах существует практика подготовки индивидуального плана по эвакуации (по аналогии с индивидуальной образовательной программой), особенно для учеников со сложными поведенческими проблемами и отсутствием устной речи. Для составления плана проводится обсуждение с родителями конкретного ребенка и, по возможности, другими специалистами и педагогами, которые его знают. Важно включить в план информацию о поведенческой поддержке, особенностях коммуникации (в том числе, системе альтернативной коммуникации, например, PECS), потребностях в физической поддержке в повседневных ситуациях (например, при одевании или использовании туалета).

2. Папка по эвакуации учеников

У учителей детей с особенностями развития очень часто и так слишком много папок в классе, но это папка, которую вы действительно будете использовать! Многие учителя выбирают для этой цели папки яркого красного цвета, на которой крупными буквами написано ЭВАКУАЦИЯ. Внутри папки должна быть вся информация на всех учеников, которая может понадобится в ходе тренировочной или настоящей эвакуации школы. В первую очередь это: действительный список учеников класса, контактная информация родителей всех учеников, важная медицинская информация для отдельных учеников, индивидуальные планы эвакуации, если они есть. Лучше всего держать папку недалеко от входной двери в класс, чтобы тут же взять ее, готовясь выйти с учениками из класса.

3. Набор сенсорных игрушек, чтобы занять учеников

Можно прикрепить кармашек или пакет к папке эвакуации и заранее положить в него несколько сенсорных игрушек, которые можно раздать ученикам класса во время эвакуации. Это игрушки для того, чтобы «вертеть в руках» или мять, которыми можно занять детей. Здесь важно ориентироваться на личные предпочтения детей класса. Многим аутичным детям это помогает успокоиться, также это поможет детям меньше скучать во время эвакуации.

4. План эвакуации в картинках на одном листе бумаги

Используйте фотографии или картинки из вашего любимого ресурса с пиктограммами, чтобы отобразить все шаги эвакуации из школы на одном листе.

Лист можно заламинировать и вложить в папку эвакуации. Например, первая картинка может отображать громкий звонок, потом может идти картинка как все ученики строятся в ряд, потом как они тихо идут по коридору, и как они собираются в одном месте на улице. Лучше вместо абстрактных рисунков использовать фотографии вашей школы и вашего класса, для этого можно попросить учеников попозировать для каждого шага и сфотографировать их.

Такие фотографии будут понятнее тем детям, у которых есть сложности с пониманием рисунков. Наличие конкретного плана с конкретными шагами поможет предотвратить испуг и панику у многих учеников.

5. Практика по плану

Дети будут готовы к настоящей эвакуации, если у них будет соответствующий опыт в спокойной и не экстренной обстановке. Многие учителя готовят план эвакуации и тренируются в его выполнении в начале учебного года, когда ученики только адаптируются к учебному процессу. Желательно провести тренировочную эвакуацию несколько раз из нескольких мест – класса, столовой, спортзала, библиотеки, до тех пор, пока каждый ученик не поймет, как безопасно покинуть здание. Практика также поможет учителям увидеть возможные сложности, которые могут возникнуть.

6. Информация для тех, кто не знает учеников

Подготовьте информацию о всех учениках класса, которая может пригодится тем, кто не знаком с ними, но может участвовать в эвакуации. Информация должна включать медицинские особенности, риск побега ученика, сенсорные особенности. Положите информацию в папку эвакуации. Копию информации лучше предоставить «предметникам», школьной администрации, замещающим учителям и так далее.

7. заранее подготовьте противошумные наушники

Для детей с повышенной чувствительностью к звукам могут быть необходимы противошумные наушники. Можно положить пару запасных наушников рядом с папкой для эвакуации у входной двери, чтобы тут же их взять. Если у вас есть ученики с повышенной звуковой чувствительностью, то лучше потренироваться с ними, как они будут надевать наушники при первом же сигнале об эвакуации.

По материалам сайта: https://funandfunction.com

С нами сотрудничают

Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.