Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Эмоции родителей детей с особенностями: 8 подсказок педагогам

Всем родителям бывает непросто слышать об инвалидности их детей. На сознательном уровне они могут понимать, что это важная информация, но на эмоциональном это не то, чего они ждут. При этом очень часто специалисты не готовы иметь дело с сильными эмоциями во время бесед с родителями. Джанис Фиалка, социальный работник и специалист по инклюзивному образованию, предлагает педагогам 8 рекомендаций, о которых важно помнить во время бесед с родителями.

1. Сильные эмоции неизбежны при обсуждении будущего детей.

Воспитание и образование ребенка, особенно ребенка с инвалидностью – это одна из самых серьезных и сложных задач, которую приходится решать взрослым. И родители, и специалисты испытывают сильные эмоции, выполняя ее, они могут чувствовать страх, заботу, ответственность, беспокойство, разочарование, целеустремленность. Наши чувства определяются нашими личными ценностями, прошлым опытом и теми ожиданиями, которые у нас сложились. Их важно признавать и понимать, но не осуждать. Чувства могут влиять на наше поведение, но чувства и действия – это не одно и то же. Наши действия – следствие осознанных решений, чувства появляются неосознанно.

2. Чувства бывают непредсказуемы, и они не следуют правилам логики.

Родители могут испытывать острые эмоциональные реакции, которые возникают у них спонтанно и неожиданно. Сильные эмоции могут возникнуть в ответ на самые простые события – рисунок ребенка на стене класса, дети с типичным развитием на входе в школу, планирование школьной вечеринки, вид ребенка, который стоит в одиночестве на школьной площадке, неудачное слово, сказанное тьютором. Сильная эмоция появляется неожиданно и непрошено.

3. Реальные и возможные события по-разному воспринимаются родителями и специалистами.

То, что специалист считает поводом для радости, может вызвать грусть или беспокойство у родителей. Я помню, как на одном школьном концерте моего сына попросили нести флаг во время исполнения известных песен. Его лицо сияло от гордости и поначалу мы с мужем были очень рады, что он исполняет значимую роль. И тут вдруг я обратила внимание, что все дети вокруг подпевают. Они знали эти песни, и они читали слова с экрана. Внезапно эта ситуация стала для меня резким напоминанием об ограничениях моего сына, который не мог читать, хотя и был в пятом классе. Я начала гадать, что еще можно было сделать, чтобы увеличить его участие.

Значит ли это, что я перестала им гордиться? Разумеется, нет, но грусть, неуверенность и страх за его будущее все равно нашли свой путь в этот радостный момент. Я начала сомневаться, сможем ли найти для него возможности участвовать в чем-то вместе с ровесниками в будущем. Я боялась, что его подрастающие сверстники станут менее терпимыми к нему. Специалисты больше ориентируются на текущие достижения ребенка, но родители всегда беспокоятся за будущее ребенка с инвалидностью и невольно сравнивают его с другими детьми. Очень важно, чтобы специалисты осознавали присутствие таких чувств и реагировали на них с сочувствием.

4. Подтверждение чужих чувств – это очень эффективная стратегия.

Подтверждение чувств означает, что чувство называется и признается. «Похоже, это вызывает у вас сильное недовольство. Можете рассказать об этом подробнее?» Сам факт признания – это проявление уважения и понимания. Может быть полезно попросить прояснить или объяснить чувства. «Как у вас возникло это чувство? Что именно вызывает у вас беспокойство?» Нельзя осуждать людей за наличие тех или иных чувств, например: «Вы не должны злиться, я просто пытаюсь помочь».

Обратите внимание, что подтверждение чувств не означает, что вы их разделяете. Вы просто сообщаете, что считаете это чувство искренним и понятным с чужой точки зрения. Специалисты часто склонны избегать любого признания чужих чувств, в то же время родители сообщают, что им проще работать со специалистами, которые проявляют сочувствие и эмоциональную поддержку. Открытое признание чужих чувств – это выражение сочувствия.

Если вспомнить самые неудачные встречи с педагогами, мне было бы проще, если бы кто-нибудь сказал: «Похоже, мы зашли в тупик. Сейчас все на взводе. Что вызывает у вас самое большое беспокойство? Помогите нам понять, что именно вызывает у вас такое неприятие в нашем подходе». Искренние вопросы и чувствительность к нашим эмоциям позволяют нам, родителям, прояснить наше беспокойство и почувствовать поддержку специалистов.

5. У разных людей разные потребности.

Иногда краткого признания чувств будет достаточно. В других случаях важно назвать чувство и немного о нем поговорить. Специалисты могут следовать за подсказками родителей. Полезно «слушать» не только слова, но и невербальные сигналы других людей.

6. Лучше не игнорировать слезы.

Это нормально, если беспокойство, грусть и разочарование вызывают слезы. Сделайте паузу, предложите бумажную салфетку, подождите немного. Если это уместно, можно наклониться к человеку и спросить: «Вы можете рассказать, что вызвало у вас слезы?» Специалисты могут помочь нормализовать эти эмоции: «Это тяжелый опыт. Грусть или слезы здесь совершенно понятны».

7. Чувства пугают нас.

Мы все чувствуем растерянность, сталкиваясь с сильными эмоциями. Хотя мы все знаем, каково стать мишенью незаслуженных бурных чувств, мы не учились тому, как действовать в этом случае. С детства мы приучены избегать их, отрицать или просто игнорировать. Но сильные чувства также могут быть нашими союзниками. Они указывают нам на то, о чем мы молчим, но что требует нашего внимания или обсуждения. Сильные чувства – это указатель, что мы должны позаботиться о чем-то или о ком-то.

8. Чувства могут укрепить рабочие отношения.

Проявления чувствительности к чужому горю, недовольству или страху – это возможности для улучшения взаимоотношений. Подумайте о случаях, когда кто-то подтвердил ваши сильные чувства грусти или радости. Их признание наверняка усилило вашу связь с этим человеком. Чувства могут привести нас к более глубокому пониманию того, что действительно важно. Недостаточно повесить в классе плакат со смайликами и надписью «Что вы чувствуете сегодня?» Для эффективных взаимоотношений важно действительно отвечать на этот вопрос и задаваться им во время бесед с родителями.

Источник: https://www.friendshipcircle.org

С нами сотрудничают

Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.