Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Идеи поощрений для работы с особым ребенком

Почему вы сегодня утром, встав с постели, почистили зубы? Почему приготовили завтрак? Почему вышли из дома в слякоть и пошли делать какие-то дела? Почему вечером позвонили родным и справились об их здоровье? На каждое почему у вас наверняка есть ответ. Все, что вы делаете продиктовано вашими внутренними мотивами.

Мы так устроены. Никто не будет делать то, что не несет в себе смысла. Наши дети устроены также. Но вот ведь какая незадача. В силу своего возраста или особенностей организации нервной системы, они не всегда могут увидеть смысл в очень нужной и полезной для них деятельности.

Почему малыш должен захотеть чистить зубы? Это неприятно, это отвлекает от игр, это требует приложения усилий. Идеи о здоровье зубов на долгие годы и свежести дыхания для него либо слишком абстрактны и призрачны, либо непонятны. Как же его мотивировать? Как вообще учить его использовать эффективное поведение в жизни?

Спасибо, прикладному анализу поведения, мы знаем, что можем использовать внешние положительные подкрепления! Ребенок будет стремиться повторять то поведение, за которое получает поощрения. Он охотно почистит зубы, если будет знать, что после получит что-то классное.  Это скучное и малоприятное занятие обретет для него смысл. 

Однако, большинство родителей детей с особыми нуждами испытывают затруднения с выбором поощрений. Пойди разбери, чего хочет этот загадочный инопланетный малыш.

Поделюсь идеями, которые помогут расширить ваш список мотивационных стимулов. Я разделила их по категориям. Так вам будет легче самостоятельно дополнять его в будущем.

  1. Сенсорные поощрения. Для аутичных детей, вещи, которые сенсорно насыщают или разгружают их, имеют очень большое значение. Из них получаются хорошие мотивационные стимулы, которые решают сразу две задачи. Что это может быть:
  • Пластилин
  • Кинетический песок
  • “Лизуны”
  • Массаж
  • Щекотки
  • Рисование пальчиковыми красками
  • Игры с водой
  • Мешочек с рисом или бусинами
  • Коробочка с фасолью или другими мелкими предметами
  • Вертушка
  • Лед
  • Жевательные игрушки
  • Антистресс игрушки типа Pop it
  • Фитнес Бол
  • Утяжеленное одеяло
  • Крепкие объятия
  • Массажер для головы Мурашка
  • Хлопанье в ладоши, игра в ладушки
  • Постукивания по телу и по предметам
  • Игра с шелестящим пакетом
  1. Пищевые поощрения. Это самая спорная категория, и самая критикуемая, потому что есть риск развития проблем с пищевым поведением. Однако, в некоторых случаях, не обойтись без короткого этапа, когда пищевое поощрение оказывается самым эффективным. Важно: объем пищевого подкрепления не должен перебивать аппетит и негативно влиять на режим питания;  при первой же возможности переключаться на естественные подкрепления или поощрения из других категорий. Что это может быть:
  • Ягоды (любые из тех, которые ребенок любит: черника, малина, смородина, виноград, вишня, черешня, физалис и т. д.)
  • Яблочные дольки
  • Кусочки фруктов (мандарины, груша, киви, банан)
  • Кусочки моркови, огурца, сладкого перца
  • Фруктовые чипсы
  • Отварные макароны (фузилли, пенне, ригатони), ньоки
  • Домашние конфеты из орехов и сухофруктов
  • Леденцы без сахара
  • Печенье, галеты
  • Орехи
  • Домашние сухарики
  • Мини Сушки
  • Мармеладки
  • Кукурузные хлопья
  • Ломтики сыра
  • Сухофрукты (чернослив, изюм, курага, вишня, клюква)
  • Цукаты
  • Фруктовая и ягодная пастила
  • Зеленый горошек
  • Сладкая консервированная кукуруза
  • Отварной нут
  • Напитки
  1. Активные поощрения. В маленьких детях столько энергии, что с ними не сравняться даже ядерные реакторы. Потребность в движении для них не менее важна, чем потребность в еде и сне. Ради очередной порции любимых активностей, они могут быть готовы на многое. Даже на чистку зубов! Что это может быть:
  • Бегать по кругу
  • Прыгать на батуте
  • Перепрыгивать через препятствия
  • Играть в мяч
  • Качаться на качелях
  • Ловить мыльные пузыри
  • Лазание в игровом тоннеле
  • Взбираться по шведской стенке и лесенкам
  • Скатываться с горки
  • Танцевать
  • Играть в прятки
  • Играть в сухом бассейне
  • Стоять на балансире
  • Играть в догонялки
  • Лазать на скалодроме
  1. Интересные поощрения. Дети в спектре известны своими необычными увлечениями и специфическими интересами. Почему бы не использовать это во благо развития ребенка. Что это может быть?
  • Слушать музыку и аудиосказки
  • Играть на музыкальных инструментах
  • Рисовать любимых героев
  • Смотреть любимые ролики на youtube
  • Собирать пазлы
  • Играть в видеоигры
  • Читать книги на интересующую тему
  • Ходить в любимые магазины и рассматривать интересующие товары
  • Раскрашивать раскраски
  • Собирать лего и другие конструкторы
  • Играть с фигурками животных
  • Складывать, резать, рвать бумагу
  • Разгадывать кроссворды
  • Играть с машинками, куклами, крышками от кастрюль, найденными на улице веточками и т. д..
  1. Поощрения вниманием и одобрением. Этот вид поощрений наиболее близок к естественным и очень ценен для каждого ребенка. Обычно, некоторые поощрения из этой категории используют вместе с поощрениями из других, для того, чтоб впоследствии оставить только социальное одобрение (как наиболее естественное подкрепление). Что это может быть:
  • Одобрение и подтверждение успеха (“Дай пять”)
  • Похвала (“Молодец”, “Отлично получается”)
  • Восхищение (“Вот это да!”, “Ничего себе!”)
  • Обнимашки
  • Разговор на интересующую тему
  • Совместная игра
  • Чтение книг вместе
  • Просмотр мультфильмов вместе
  • Игра в догонялки
  • Рукопожатия
  • Активная одобрительная мимика
  • Улыбка
  • Прикосновения (погладить по голове, похлопать по плечу)
  • Веселые считалки
  • Медальки или лайки за успешное выполнение задания.

Составьте список мотивационных стимулов для вашего ребенка. Дополняйте его по мере обнаружение новых интересов и удаляйте из него то, что перестало работать. Пусть он будет у вас всегда под рукой и для того, чтоб вовремя вносить изменения, и для того, чтоб креативно подходить к процессу обучения и формирования навыков. Положительные подкрепления – это самый простой и действенный способ показать ребенку, какое поведение для него будет наиболее эффективным и полезным. 

С нами сотрудничают

Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.