Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Идеи для обучения жизненным навыкам

Сегодня мы обращаемся к Вам с призывом: «Добавьте развитие функциональных навыков в свою учебную программу!»

Функциональные навыки — это навыки, которые мы приобретаем, чтобы жить полноценной повседневной жизнью. Они должны быть практичными и полезными (помните про прикладной аспект ПАП/ АВА?). Если такие умения есть в нашем репертуаре, то они позволяют нам счастливо существовать в обществе. Для нейротипичных учащихся функциональные жизненные навыки тоже важны, но они «берут» их из естественной среды, не нуждаясь в особом обучении, хотя есть и такие навыки, которые необходимо целенаправленно развивать. Примерами тем учебных программ по функциональным навыкам для таких учащихся могут быть обучение основам личной безопасности, финансовая грамотность и т. д.. Цель при работе с детьми с аутизмом или другими нарушениями такая же – обучить навыкам, которые позволят им по окончании учебного заведения начать самостоятельную жизнь. Таким образом, мы учим детей счету не потому что это прописано в результатах обучения в АООП, а потому что умение считать поможет ему при совершении самостоятельных покупок, расчете бюджета, выполнении рабочих заданий.

Выделяют три основные области жизненных навыков – это:

  • повседневная жизнь (рутина) – ежедневные жизненные навыки, которые варьируются от приготовления пищи и уборки до управления личным бюджетом, необходимого для содержания семьи и ведения домашнего хозяйства;
  • личные и социальные навыки, помогающие развивать отношения вне школы (в социуме) и отношения с самим собой;
  • профессиональные навыки, которые направлены на поиск и сохранение работы.

Ключевым элементом большинства учебных программ является переходный этап, который готовит детей к тому, чтобы в конечном итоге стать ответственными молодыми людьми. Для учащегося с особыми образовательными потребностями цели перехода могут быть более скромными, но они также получают пользу от программ обучения жизненным навыкам (возможно, даже больше, чем их нейротипичные сверстники). По данным многих исследований 70-80% взрослых с ОВЗ остаются безработными после окончания средней школы, тогда как при реализации специальных программ многие из них могут влиться в общественную жизнь и быть полезными обществу.

Мы предлагаем скромный список идей, которые было бы здорово включить в программу обучения функциональным навыкам. Они будут содействовать не только развитию ответственности, но и совершенствованию жизненных навыков всех учащихся.

В классе:

  • помочь снять или повесить материал для доски объявлений,
  • ухаживать за растениями или домашними животными,
  • раздавать другим учащимся материалы (например, карандаши, книги, мелки и т. д.) или выполненные задания,
  • помогать с чек-листами при подготовке к поездке (например, отмечать кто какую еду берет, кто принес согласие от родителей и т. п.),
  • стирать с доски перед или после урока,
  • мыть кисти, протирать парту и т. п.

В спортивном зале:

  • помогать с раздачей и последующем сбором инвентаря,
  • подготовить помещение к занятию, например, расстелить мат.

В целом по школе:

  • приносить в класс оборудование, например, карту или раздаточный материал,
  • относить книги в библиотеку и самому ставить на полку, которую укажет библиотекарь.
  • помогать с реставрацией поврежденных книг,
  • протирать мониторы и очищать клавиатуру компьютеров,
  • помогать фотокопировать материалы и раскладывать их в стопки,
  • расставлять в определенном порядке файлы или папки, которые необходимо отсортировать,
  • принимать участие в регулярном обслуживании школы: подметание, вытирание пыли и любой уход за пришкольной территорией.

Важная памятка учителю:

  • Помните, чтобы добиться успеха некоторым учащимся потребуются повторения, избыточность и регулярное подкрепление. .
  • Не принимайте ничего как должное.
  • Обучайте, моделируйте, давайте ученику попробовать.
  • Поддерживайте и закрепляйте навык. Подкрепление может потребоваться каждый день, когда ребенок тренирует данный навык.
  • Наберитесь терпения, понимания и настойчивости.

Надеемся, что данная информация подтолкнула Вас к включению в адаптированную программу ваших учеников развитие функциональных навыков, а идеи воодушевили на то, чтобы придумать, что еще вы могли бы сделать в этом направлении на своих уроках и занятиях. Еще больше идей и полезной информации на курсах ИПАП https://iaba.ru/kalendar/ Мы здесь, чтобы вдохновлять, давать инструменты и поддержать Вас на пути к качественному инклюзивному образованию!

С нами сотрудничают

Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.