Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Если ученик с аутизмом склонен к «побегам»

Если в вашем классе есть «бегун», то вы можете сэкономить на карточке в фитнес-клуб. Каждый раз, когда дверь класса открывается, вы тут же дергаетесь, чтобы проверить, на месте ли он. Многим из нас это знакомо. С точки зрения ребенка, побег – это эффективное поведение. Так можно получить внимание учителя, сбежать от задания, добраться до пианино в классе музыки – сплошные плюсы. Конечно, для того, чтобы скорректировать это поведение, нужно проанализировать его функцию, и только потом разработать вмешательство. И конечно, вмешательство должно строиться на обучении замещающему поведению. Функциональный анализ и разработка программы коррекции поведения – это отдельная и сложная тема. Но до того, как план будет составлен, а поведение скорректировано, важно обеспечить максимальную безопасность ребенка. Саша Лонг, педагог класса для детей с аутизмом, дает для этого несколько рекомендаций:

Не давайте ему покинуть класс

Это золотое правило в отношении «бегунов» – делать все возможное, чтобы они не покидали класса. После того, как ребенок оказался за дверью, не подкрепить это поведение может быть просто невозможно – ребенку может быть важно, чтобы вы за ним побежали, но не побежать вы никак не можете, все-таки вы обязаны заботиться о его безопасности. В некоторых школах есть система дежурных по коридору или этажу, так что вашего ученика могут вернуть в класс без вашего участия. Но, к сожалению, такая возможность бывает редко. Так что подумайте, что вы можете сделать, чтобы не дать ученику возможности покинуть класс, где вы и будете учить его замещающему поведению.

Подумайте о препятствиях на пути из класса

Просмотрите расписание ученика и определите все «проблемные» периоды в течение дня, когда он может оказаться слишком близко от двери. Полезно в буквальном смысле походить по классу и встать везде, где окажется ребенок в течение дня. Иногда мы забываем про какие-то дополнительные мероприятия или события, когда ученик окажется близко к двери. Возможно, из-за расстановки мебели ваш класс больше похож на лабиринт – это нормально, это даже хорошо.

Используйте мебель и перегородки, если они есть, таким образом, чтобы по классу можно было перемещаться только зигзагами. Я знаю, что может возникнуть соблазн просто запереть дверь, но это уже будет нарушением правил пожарной и иной безопасности. Но если двери две, то, конечно, одну нужно держать запертой.

Составьте расписание, кто должен присматривать за учеником в каждый период в течение дня

Чаще всего опасные моменты связаны с переменами и переходами из одного класса в другой. Четко распределите обязанности между педагогами.

Если ребенок убежал, сведите внимание к нему к минимуму

Даже если мы проанализировали функцию поведения, начали учить замещающему поведению, добавили меры профилактики побегов, жизнь есть жизнь – в какой-то момент ученик может оказаться в коридоре, и вы за ним побежите. В этом случае необходимо минимизировать внимание. Например, представьте. Джонни бежит по коридору. За ним бегут взрослые, один из них кричит ему вслед. Его ловят. Взрослый кричит остальным: «Я его поймал!»

Другой взрослый начинает объяснять Джонни, почему нельзя убегать. Все вместе они возвращаются в класс, взрослые шутят о том, что они стали бегать быстрее. Вернувшись в класс, один из взрослых говорит: «На этот раз почти добежал до лестницы». Короче, Джонни устроили настоящий цирк и парк развлечений в одном флаконе. Я наблюдаю это постоянно. Никто даже не замечает, что из-за адреналина и спешки побеги превратились для Джонни в торжественные парады. Представим другой сценарий. Джонни бежит.

Один взрослый взглядом дает другим понять, что он взялся за это дело. Бежит за Джонни. Ловит его, не говорит ни единого слова, возвращает Джонни в класс. Все возвращаются к работе, никто не смотрит на Джонни при возвращении, никто не комментирует его поведение. Внимание сведено к минимуму. Очень часто внимание – это функция такого поведения, поэтому хотя от погони нельзя отказаться, можно хотя бы уменьшить объем внимания.

Знайте все выходы

Кажется, что это не может быть проблемой, но в некоторых, особенно старых зданиях, встречаются бесконечные двери и выходы. Один раз мне пришлось пройти по зданию с инженером, чтобы найти их все. Чем лучше вы их знаете, тем проще вам будет перехватить ребенка, или предупредить других сотрудников, чтобы они смогли перехватить его или помочь найти.

Обсудите с охраной план для худшего сценария

Речь идет об очень опасном поведении – у вас должен быть прописанный экстренный план. И этот экстренный план не должен распространяться только на ваш класс. Введите в курс охранников школы. А что, если случится самое страшное, и ребенок выберется из здания? Каков ваш план? Мы склонны ничего не планировать на этот случай, нам кажется, что такого точно не произойдет. Но на случай очень-очень редкой чрезвычайной ситуации, вам лучше иметь готовый план.

Используйте рацию для коллег

В некоторых школах используют простые и дешевые рации для педагогов – вы не представляете, насколько они могут облегчить жизнь. Как только ученик оказался за дверью, вы можете сразу же предупредить 8 человек в здании. Если в вашей школе такое не принято, поговорите с администратором – может быть, можно обеспечить набором раций нескольких ключевых сотрудников (охрану, секретаря и так далее).

С нами сотрудничают

ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.