Регистрационный номер лицензии на образовательную деятельность в сводном реестре лицензий Рособрнадзора Л035-01298-77/00180597

Доска “Сейчас-потом”: обзор метода

Доска «Сейчас-потом» – это очень эффективный визуальный метод для детей с аутизмом. Он наглядно объясняет ребенку ваши ожидания и показывает, что он должен сделать, чтобы получить доступ к желаемому предмету или занятию.

Доски/утверждения “Сейчас-потом”

Визуальные доски или просто устные утверждения «Сейчас-потом» показывают ребенку, в какой последовательности произойдут события. Они могут играть роль самого простого визуального расписания для облегчения перехода от одного занятия к другому. При этом в качестве «Сейчас» используется не очень желанное занятие или событие, а в качестве «Потом» всегда используется то, что может мотивировать ребенка выполнить неприятную для него задачу. Например: «Сначала сделай задание по чтению, потом можешь играть в видеоигры».

Как использовать утверждения/доски “Сейчас-потом”

Запланируйте задачи для ребенка так, чтобы сложные или нелюбимые им задачи чередовались с приятными занятиями. Например: «Сначала подмети пол, потом можешь посидеть за компьютером». Метод основан на закономерности, впервые описанной психологом Премаком («закон Премака»), согласно которой, человек с большей вероятностью выполнит задачу, если знает, что после этого последует что-то более приятное для него.

  • После того, как ребенок выполнит «сначала», вы должны как можно быстрее перейти к обещанному «потом»;
  • Следите за тем, чтобы желанное занятие «потом» можно было получить только после выполнения «сначала».

Не полагайтесь только на устные фразы, используйте понятные картинки или напечатанные слова (если ребенок хорошо читает) на листе бумаги или другой поверхности – многие дети с аутизмом гораздо лучше реагируют на «ощутимые» наглядные инструкции, а не на устную речь.

  • Однако с некоторыми детьми или в ситуациях, когда визуальная поддержка недоступна, лучше использовать устные слова;
  • Убедитесь, что вы правильно определили, что нравится и не нравится ребенку.

Рекомендации по применению метода

  • Используйте в качестве «Сначала» занятие, которое не очень или совсем не нравится ребенку;
  • Используйте в качестве «Потом» занятие, которое ребенок предпочитает;
  • НЕ предоставляйте занятие «Потом», пока «Сначала» не выполнено, даже если ребенок прибегает к проблемному поведению;
  • НЕ выбирайте для «Сначала» крайне сложное и незнакомое для ребенка занятие;
  • Убедитесь, что вы четко сформулировали ожидания. Например, «Наведи порядок» – слишком абстрактная фраза, что конкретно нужно сделать, чтобы выполнить задачу?
  • НЕ думайте, что можно использовать одно и то же занятие «Потом» со всеми детьми. Не все дети интересуются компьютерными играми и не все захотят что-то делать за «перерыв». Ориентируйтесь на индивидуальные интересы;
  •  Разместите доску «Сейчас-потом» так, чтобы ребенок мог ее все время видеть во время работы;
  •  Не пишите на доске, если у ребенка есть проблемы с чтением, используйте фотографии или картинки.

Многочисленные исследования подтвердили эффективность данного метода для обучения и помощи детям с аутизмом, в том числе при чрезмерной избирательности в еде, для коррекции нежелательного поведения и в качестве метода отказа ребенку (когда вместо простого «нет», ребенку предлагают сначала выполнить какую-то задачу с помощью «Сейчас-потом»).

С нами сотрудничают

Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
ФГБОУ ВО "Сочинский Государственный Университет"
Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ
АНО «Аутизм Регионы»
Автономная некоммерческая организация помощи людям с расстройствами аутистического спектра (PAC), другими нарушениями развития и инвалидностью "Bce Мы Разные"
АНО помощи детям с РАС и другими нозологиями г. Южно-Сахалинска
АНО "Центр социального развития "РАСТУ"
АНО "Центр инклюзивных социальных проектов"Элеос"
Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи лицам с РАС"
АНО "Центр содействия инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья "Растим в добре"
Центр ментального здоровья
Благотворительный фонд помощи детям "Импульс развития"
АНО "Центр инклюзивных проектов и социальной интеграции детей с особыми потребностями "Спектр А"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
Автономная некоммерческая организация помощи детям с ментальными нарушениями и РАС "Шаг в будущее"
Белгородская региональная общественная организация помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями "Мир без границ"
АНО "Адапционно-педагогический центр Рассвет"
Автономная некоммерческая организация помощи людям с ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра «Новая инклюзия»
Автономная некоммерческая организация "Центр инклюзивных и социальных проектов для детей с особыми потребностями "Раскраски"
Липецкая региональная общественная организация родителей детей с расстройством аутистического спектра «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»
АНО «Сияние чистого разума»
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ООО «Мерсибо»
АНО «Особенный город»
Фонд «Импульс развития»
Фонд «Каждый особенный»
АНО «Новый взгляд»
КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи»
ГБОУ Школа 108
АНО Инклюзивный центр «Моя Планета»
Остались вопросы или не можете определиться с курсом?
Наталья Иванова Методист учебных программ
Отправьте заявку, наш методист перезвонит и поможет выбрать нужное вам обучение

    *Нажимая на кнопку, принимаю условия политики и пользовательского соглашения.