Денверская модель раннего вмешательства ESDM
Денверская модель раннего вмешательства – терапия на основе прикладного анализа поведения и психологии развития. Она предназначена для малышей с аутизмом или риском его развития от года до трех лет, а в некоторых случаях до четырех-пяти лет. Эта методика известна как ESDM терапия. Была разработана и усовершенствована в 2010 году путем слияния натуралистического подхода оригинальной Денверской модели с методами PRT – обучение ключевым реакциям.
Основными трудностями при аутизме являются коммуникация, социальное взаимодействие и игра. Особенно это актуально для малышей дошкольников, ведь игра – ведущий вид деятельности в возрастной норме. Нередко мы можем наблюдать, что аутичный ребенок умеет с интересом читать или рассматривать книги, выполнять задания на сортировку, выстраивать игрушки в ряд, повторять фразы из мультфильмов, погружаться в самостимуляции, но при этом совершенно не умеет совместно играть и обмениваться невербальными сигналами. Развитие этих способностей не стоит недооценивать, ведь они напрямую влияют на траекторию развития ребенка.
Что такое ESDM-терапия?
ESDM терапия со стороны может выглядеть как обычная игра. Представим: родитель берет кольцо от пирамидки и смотрит на малыша через него, как в бинокль. Малыш устанавливает зрительный контакт, улыбается и указывает на кольцо жестом. Родитель произносит: «Красный, ты хочешь красный». Малыш повторяет: «красный». Мама отдает колечко, малыш подносит его к основанию пирамидки и снова смотрит на маму, с предвкушением и блеском в глазах. Мама изображает звук мотора: «б-р-р-р», ребенок хохочет, отпускает колечко и просит ещё. Это один из примеров сессии-ESDM.
Основа Денверской модели в побуждении и вовлечении в позитивное, разнообразное социальное взаимодействие между ребенком и взрослым. Обучение проходит в течение всего дня практически где угодно и в любых ситуациях, где это возможно. Начиная от стандартных сессий в кабинете и заканчивая игрой в ванной или в процессе переодевания. Занятия могут проходить один на один или в группе, например, в детском саду.
Несмотря на спонтанность и видимую легкость игры, в ESDM терапии есть четкая структура и цели. Терапевт в процессе формирует множество навыков, которые описаны в индивидуальном плане малыша. Поведенческие аспекты ESDM придают большое значение мотивационной сфере, саморегуляции, инициативе ребенка и обобщению. Эти принципы осуществляются через различные стратегии, такие как подсказки от наименьшей к наибольшей, поведенческая цепочка, шейпинг и положительное подкрепление. Поведение анализируется с помощью концепции АВС (что было до поведения, что во время и после него). Это позволяет не только следовать за ребенком и сохранять контакт, но и двигаться вперед на пути к целям.
Как выстраивается работа в ESDM-терапии
Перед началом родители и специалисты заполняют опросник для построения учебного плана в ESDM. Он используется для комплексной оценки в нескольких областях развития:
-
- рецептивная и экспрессивная коммуникация
- социальные навыки
- имитация
- когнитивные способности
- игра
- поведение
- мелкая и крупная моторика
- самообслуживание
На основе полученной информации индивидуально разрабатываются и реализуются задачи обучения. Очень важно, чтобы родители были согласны с оценкой и задачами, потому что они – полноценная и неотъемлемая часть команды. БОльшую часть времени малыш проводит с семьей, поэтому от их участия зависит скорость прогресса. Терапевты должны объяснять и демонстрировать стратегии, которые они используют, чтобы семьи могли практиковать их дома и участвовать на всех этапах вмешательства.
После проведения оценки работа над целями начинает вестись уже с подготовки игровой комнаты. Кабинет специально обустраивают и делят на зоны обучения. Например, игрушки располагаются так, чтобы ребенок их видел, но не мог самостоятельно взять. Для этого их могут положить в прозрачные контейнеры или на высокие полки. Уже на этом этапе малышу необходимо попросить взрослого, чтобы получить желаемое. Мастерство работы по Денверской модели заключается в том, что в рамках одной игровой деятельности можно параллельно формировать у ребенка множество умений. В примере с пирамидкой это было совместное внимание, имитация, речевые и навыки мелкой моторики. Важно, что в процессе обучения прогресс регулярно отслеживается и цели пересматриваются каждые 12 недель.
Кто может работать ESDM терапевтом?
Аутизм влияет на многие области развития, поэтому необходимы специалисты разных направлений. ESDM – междисциплинарный подход, в котором важна слаженная работа команды. Зачастую по Денверской модели практикуют поведенческие специалисты, но также это бывают логопеды, психологи, специалисты по сенсорной интеграции, дефектологи или специальные педагоги. Все специалисты должны пройти специальную подготовку и сертификацию в области ESDM.
Доказанность и эффективность ESDM-терапии
Есть немало рандомизированных и контролируемых исследований, которые показывают преимущества применения ESDM. Доказано, что раннее вмешательство может улучшить жизнь детей с аутизмом в долгосрочной перспективе. Даже после двух лет завершения терапии способности не утрачиваются, у детей повышаются адаптивные способности и уменьшаются аутичные проявления в виде стереотипных и повторяющихся действий.
В раннем возрасте мозг малыша очень пластичен, этот период считается наиболее удачным для обучения. Своевременное вмешательство значительно увеличивает потенциал и улучшает качество жизни человека с аутизмом. Обучение по Денверской модели способно не только вывести ребенка на новый уровень игры, но даже изменить активность мозга, ответственную за социальные и коммуникативные навыки.
Денверская модель раннего вмешательства сочетает в себе гибкость и порядок, игру и общение, естественность и рутину, творчество и научные знания об онтогенезе и поведенческих законах. Это комплексная и сбалансированная программа, созданная для того, чтобы дети преодолевали трудности, связанные с РАС или другими нарушениями развития, и могли продемонстрировать максимально возможный потенциал.